Предрасположение
(
конституциональный
фактор)
Преморбидные
особенности
Психическая
травматизация
Неблагоприятные
жизненные
обстоятельства
Критическое нарастание
психического
напряжения
Острая (испуги и
другие шоковые
переживания)
Хроническая
(
внутренний
конфликт)
Клиника неврозов
(
включая патофизио-
логический аспект)
Место наименьшего
сопротивления
организма
Рис. 1. Патогенез неврозов у детей и подростков
Изменения личности
В результате длительного течения неврозов они могут быть сгруппированы следующим образом:
1) снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и
пораженческих настроений; 2) увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной
настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения; 3) эмоционально-
депримированный фон настроения; 4) развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании
событий; 5) зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания
повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки; 6) субъективизм в оценках при реактивно
обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке; 7) непоследовательность и
противоречивость в поступках.
При невозможности разрешения травмирующей жизненной ситуации и отсутствии
своевременного, патогенетически обоснованного психотерапевтического вмешательства дети с
неврозами все более не выдерживают, декомпенсируясь при этом на: 1) ожидании; 2) неизвестности,
неопределенности; 3) длительном нервно-психическом напряжении, особенно в ситуации повышенной
ответственности; 4) замечаниях, порицаниях и угрозах в свой адрес (эффект сенсибилизации в виде
обидчивости и ранимости); 5) неудачах в общении и выполнении значимой деятельности; 6) потере или
уменьшении любви, признания и поддержки; 7) чувстве одиночества как угрозы социально-
психологической изоляции вследствие возрастающих нарушений в области межличностных отношений.
Детям с неврозами не только трудно быть собой, но и устанавливать ровные, непосредственные
отношения, когда они становятся или излишне зависимыми, подчиняемыми, внушаемыми, или
пытаются играть ведущие роли, что вступает в противоречие с их уже во многом измененными
возможностями и способностями. Трудным является начало любой, особенно ответственной
деятельности, устойчивость и последовательность в ее реализации, как и усидчивость, терпеливость,
внимательность. Большое количество компенсаторно или реактивно обусловленных желаний вступает в
противоречие с все более ухудшающейся приспособляемостью к требованиям жизни, ее трудностям и
|