с тем не может вследствие своей перегруженности (астении) обеспечить необходимый осознанный,
рациональный контроль за ними. В итоге, о хороших людях (оцениваемых с социальной точки зрения
левополушарным мышлением) девочка думает плохо, т. е. воспринимает, чувствует их такими
(правополушарный, чувственный тип оценки).
О наличии ультрапарадоксальной фазы можно составить впечатление и в тех случаях, когда
вместо радости возникает беспокойство, гнев заменяют слезы, новое пугает, а печаль возбуждает, или
когда ребенок плачет и смеется одновременно. Ультрапарадоксальная фаза не всегда только
клинический феномен. Нередко она имеет место в 2 года в периоде так называемого «упрямства»,
когда ребенок выполняет требования взрослых «наоборот»: вместо того, чтобы поднять, бросает,
одевается, когда ему говорят, что не надо, т. е. все делает подчеркнуто по-своему, так, как хочется. Здесь
явное столкновение (сшибка) между отрицательным восприятием чрезмерных, в чем-то запредельных,
требований взрослых, ограничивающих спонтанное выражение чувств и не позволяющих отреагировать
те эмоции, которые ребенок еще не считает отрицательными (эффект блокировки или торможения
правого полушария), и формирующимся чувством «я», осознанием себя (что можно расценить как
преимущественно левополушарный феномен). Негативизм не выражен в тех случаях, когда родители
учитывают природную эмоциональную активность детей, дают возможность в спонтанной игре или
самостоятельном времяпрепровождении выразить чувства возбуждения, гнева и плача и вместе с тем не
препятствуют их желанию быть собой.
Изменение нервно-психической реактивности и приспособительных функций организма
происходит в условиях функциональных расстройств тонуса коры и нарушений корково-подкорковых
соотношений, в том числе влияния со стороны таламуса (чувствительность), гипоталамуса
(вегетососудистая регуляция) и ретикулярной формации (энергетический потенциал). Анализ этих
соотношений не входит в нашу задачу. Главное все эти изменения опосредованы длительным
стрессом, создающим нервно-психическое напряжение с функциональными расстройствами корково-
подкорковых соотношений и межполушарного взаимодействия в целом. Здесь многое зависит от
конституциональных особенностей и преморбидных характеристик личности, облегчающих или
затрудняющих появление психогенно обусловленных невротических расстройств, а также исходной
дефицитарности определенных систем организма, которые, как места его наименьшего сопротивления, в
первую очередь подвергаются стрессовым воздействиям, точнее их нервно-соматическим и эндокринно
опосредованным последствиям.
Завершающей стадией рассматриваемых патофизиологических изменений будет появление
развернутой клинической картины невротического заболевания. С системных позиций клиника
неврозов это реактивно происходящий процесс изменения постоянства психической и нервно-
соматической среды организма, возникновения относительно устойчивых патодинамических структур,
нарушения произвольной регуляции поведения и развития невротических симптомов. Клиника
неврозов тесно связана с ослаблением защитных сил организма, снижением его тонуса, реактивности,
отсутствием эффективной психической саморегуляции наряду с изменением самочувствия и восприятия
себя. Происходящие невротические, большей частью непроизвольные, не управляемые волей,
сознательным контролем, изменения нарушают адаптацию к окружающей среде, что вместе служит
источником дополнительных и опять же неразрешимых переживаний для детей, все более
отличающихся своим поведением от сверстников. Нарастающие затруднения в реализации своих
возможностей, утверждении себя, раскрытии творческого потенциала являются основой специфических
изменений личности при неврозах, тем более выраженных, чем длительнее течение невроза и тяжесть
неблагоприятно сложившейся жизненной ситуации в целом.
В обобщенном виде патогенез неврозов у детей и подростков можно представить следующим
образом (рис. 1).
|