Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 282 
Next page End  

подозрительностью и предубеждением в отношении психического развития сына, являющегося для нее
нечто вроде «козла отпущения», «вещью всегда под рукой», на которой можно постоянно вымещать свое
настроение и агрессивные, недружелюбные чувства к бывшему мужу. Эти женщины способны
воспитывать не будущих мужчин, а робких, боязливых и неуверенных в себе существ, не имеющих
своего мнения, чрезмерно зависимых и внутренне неустойчивых, конфликтных.
Не всегда о воспитании детей с неврозами можно говорить, как о «неправильном»; достаточно
часто оно носит «излишне правильный» характер. Это случаи гиперсоциальной направленности
личности у родителей, в первую очередь у матерей, сопровождающейся чрезмерной требовательностью
и принципиальностью в отношениях с детьми, неприятием их непосредственности и эмоциональности,
т. е. всем тем, что обозначается нами как комплекс Царевны Несмеяны. Эти же «левополушарно
ориентированные родители» негибки в обращении с детьми, чрезмерно интенсифицируют и ускоряют
их интеллектуальные возможности, проявляя одновременно много запретов и моральных предписаний.
Подобное отношение часто встречается у родителей из группы ИТР, излишне рациональных и
рассудочных, мыслящих, скорее, схемами и штампами, чем чувствами и образами. Эти матери меньшее
значение придают эмоциональным аспектам во взаимоотношениях с детьми, охране их внутренней,
психической среды, зато непомерно большое — вопросам престижа и карьеры, успеху любой ценой.
Сравнявшись не всегда лучшим образом с мужчинами в овладении инженерной профессией, эти матери
потеряли многие из своих изначально присущих качеств, не найдя взамен то, что могло бы быть
душевным, теплым, непосредственным и отзывчивым началом в отношениях с детьми, без чего их
развитие не может быть полноценным и гармоничным. В итоге, можно сказать, что у детей с неврозами
«исчезает детство», отнятое взрослыми, которым в детстве не довелось испытать самим счастье быть
детьми.
Неблагоприятная жизненная ситуация, в которой происходит формирование личности детей,
несоответствие отношения родителей психофизиологическим возможностям и личностным
особенностям, как и стечение психотравмирующих жизненных обстоятельств в целом, является
источником постоянного психического напряжения, переживаний неразрешимого конфликта,
стрессовым фактором в психическом развитии. Тем более, что последнее и само по себе отличается
определенным своеобразием, возрастной неустойчивостью темперамента, правополушарной
дифференциацией, конституционально обусловленной ослабленностью некоторых систем организма.
Психическая травматизация и блокирование эмоций — два фактора, патологически
возбуждающих и одновременно тормозящих активность ведущего, правого, полушария, что дополняется
«левосторонним», рационально перегружающим левое полушарие воспитанием. Тогда отрицательные
эмоции, в том числе беспокойство и страхи, продуцируемые правым полушарием, при отсутствии
возможности их отреагирования перерабатываются в левом в тревогу, навязчивые опасения и
сомнения, т. е. в тревожно-мнительный тип реагирования. Последующий депрессивный сдвиг
настроения у детей с неврозами — результат нарастающего торможения правого полушария с
гипертрофированной, измененной активностью левого, что объясняет развитие болезненно заостренной
совестливости, принципиальности, чувства долга, обязанности и трудности компромиссов, наряду с
появлением тревожной мнительности и тормозимых черт в характере.
Каждый возраст по-своему чувствителен к некоторым сторонам отношения родителей. Так, в
преддошкольном возрасте особой психотравмирующей значимостью обладает разлука с матерью,
препятствующая формированию адекватного чувства привязанности и связанная прежде всего с
помещением в ясли. В этом же возрасте патогенно значима борьба с темпераментом и упрямством
детей, формирующимся чувством «я». В младшем дошкольном возрасте особой уязвимостью обладает
чувство любви и эмоциональное развитие в целом, легко повреждаемые в ситуации семейного
конфликта, появления сибса, чрезмерной строгости и принципиальности в обращении с детьми. Пик
потребности в любви у 4-летних детей часто не совпадает с ответным чувством любви у матери,
запаздывающей с его проявлением.
Если до 5 лет наиболее повреждаемыми психическими структурами будут активно
развивающиеся в этом возрасте эмоции и темперамент, то в последующем на первый план выходит
личность при сохранении возможности неблагоприятного воздействия на характер.
В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) травмирующе действуют уход отца из семьи (для
Hosted by uCoz