психологии она рассматривается как основанная на браке и родстве малая группа [Харчев А. Г., 1961],
отношения в которой существенным образом сказываются на психическом здоровье ее членов [Янкова
3. А., 1970, 1979; Гаврилова Н. В., 1971; Голод С. И., 1971; Файнбург 3., 1972; Васильева Э. К., 1975;
Чечот Д. М., 1976; Обозов Н. П., 1979].
Многими авторами доказано отрицательное влияние длительной психотравмирующей ситуации
в семье на формирование характера и личности детей и подростков [Гиндикин В. Я., 1961; Кербиков О.
В., 1962; Зюбин Л. М., 1966; Трифонов О. А., 1967; Ковалев В. В., 1968; Баерюнас 3. В., 1968;
Александров А. А., 1974; Эйдемиллер Э. Г., 1973; Личко А. Е., 1977]. В связи с этим подчеркивается
неблагоприятная роль неполной семьи [Осипова Е. А., 1932; Ушаков Г. К., 1966], а также алкоголизма
родителей [Строгонов Ю. А., Капанадзе В. Г., 1978].
При неврозах семейно-бытовые патогенные ситуации являются преобладающими [Мясищев В.
Н., Карвасарский Б. Д., 1967]. 80% психотравмирующих ситуаций, ведущих к развитию этого
заболевания, связаны с хроническими и неразрешимыми конфликтными отношениями между членами
семьи [Мягер В. К., 1973]. В основе невротических конфликтов, носящих субъективный характер, лежит
стремление супругов к нереалистическим целям и одностороннему доминированию, отсутствие
адаптации к новым семейным ролям во время и после «кризисных периодов» в жизни семьи [Мягер В.
К., Мишина Т. М., 1976]. Выделяются три типа супружеских взаимоотношений при неврозе одного или
обоих супругов: соперничество, псевдосотрудничество и изоляция [Мишина Т. М., 1978]. Одни
исследователи отмечают сходство личностных профилей супругов как фактор, положительно влияющий
на их совместимость [Мохина И. В., 1978; Обозов Н. Н., 1979], другие находят больше различий в
личностных оценках у супругов в прочных браках, чем в непрочных [Федотова Н. Ф., Филиппова Л. А.,
1975]. В раннем анамнезе больных неврозом взрослых часто выявляются нарушенные отношения у
родителей, гиперопека, ограничения, приводящие к развитию несамостоятельности в решениях и
неуверенности в себе [Конончук Н. В., 1976], что согласуется с нашими данными [Захаров А. И., 1972].
Ряд исследований направлен на изучение личностных особенностей больных неврозами. По
данным опросника Айзенка, установлен интровертированный тип реагирования в связи с
длительностью заболевания у взрослых [Ульянова Л. А., 1976]; пик по шкале «депрессия» в
многопрофильном личностном опроснике MMPI [Карандашева Э. А., Мурзенко В. А., 1972; Губачев Ю.
М. и др., 1976]; тревожность, по данным тематического апперцепционного теста ТАТ [Гильяшева И.
Н., 1967]; преобладание, по опроснику Розенцвейга, экстрапунитивного направления фрустрационных
реакций при меньшей частоте импунитивных и доминирования типа реакций «с фиксацией на
удовлетворении потребностей» [Тарабрина Н. В., 1973], наибольшая степень нарушенных отношений в
графах «самооценка», «жизненные цели» и «отношение к родным» по методике «незаконченные
предложения» [Винкшна И. А., 1971]; понижение невербальной стороны интеллекта по сравнению с
вербальной [Гильяшева И. Н., 1969].
Неврозы у детей, как и у взрослых, являются наиболее часто встречающейся формой нервно-
психической патологии [Колегова В. А., 1971]. По мнению С. В. Лебедева (1979), распространенность
неврозов у детей статистически достоверно превышает распространенность непроцессуальных
неврозоподобных синдромов.
Биологическими предпосылками неврозов у детей являются понижение биотонуса организма,
соматическая отягощенность [Осипова Е. А., 1932; Сканави Е. Е., 1934], невропатия [Дьякова Н. Н.,
1929], в основе которой Е. И. Кириченко и Л. Т. Журба (1976) находят функциональную недостаточность
вегетативной регуляции. В работах С. В. Лебедева установлена статистически достоверная связь
невропатии с неврозами. У детей с врожденной и приобретенной физической неполноценностью часто
обнаруживаются психогенные реакции и патологические изменения характера [Берштейн Г. И.,
Брайнина М. Я., 1933] или патологические развития личности [Симеон Т. П., 1934; Блей Е. А., 1940;
Ковалев В. В., 1968]. Невротические реакции могут также возникать на фоне задержки психического
развития [Головань Л. И., 1976] и резидуальной церебральной органической недостаточности [Булахова
Л. А. и др., 1976]. В последнее время возрастает интерес к проблемам нарушения сна при неврозах у
детей. Существует мнение, что эти заболевания всегда сопровождаются расстройствами сна [Гольбин А.
Ц., 1979].
Возрастные особенности возникновения неврозов у детей изучены Г. Е. Сухаревой и Л. С.
|