Юсевич (1965), которые отмечают более интенсивную реакцию детей до 3 лет на перемену обстановки
и новые, необычные раздражители, а после 3 лет на трудные жизненные ситуации. Т. П. Симеон, М.
М. Модель и Л. И. Гальперин (1935) указывают на нарастание с возрастом конфликтов внутреннего
порядка, обусловленных развитием самооценки, требовательности к себе и способности к
интрапсихической переработке. Эти же авторы рассматривают невротические реакции в связи с
рождением второго ребенка в семье. В последнее время большое внимание возрастной динамике
неврозов уделяют В. В. Ковалев (1969), Н. Д. Лакосина (1970) и Г. К. Ушаков (1973). Разработанные В.
В. Ковалевым (1969) принципы эволюционно-динамического подхода в детской психиатрии относятся
и к проблеме неврозов.
Из преморбидных характеристик детей с неврозами В. Н. Мясищев (1960) выделяет те, которые
затрудняют благополучное разрешение травмирующей ситуации. К ним он относит перевес
субъективного и аффективного над объективным и логическим с относящимися сюда чертами
импульсивности, эгоцентризма, упрямства, сензитивности и т. д., а также перевес аффективной
инертности над аффективной пластичностью, создающий вязкие доминанты болезненных
переживаний. Е. А. Осипова (1932), Г. И. Берштейн и М. Я. Брайнина (1933) особое значение придают
интровертированному типу реагирования. Г. Е. Сухарева и Л. С. Юсевич (1965) подчеркивают
впечатлительность, возбудимость, пугливость. В. И. Гарбузовым уточнено понятие преневротического
характерологического радикала, образующего основу невротического реагирования [Гарбузов В. И. и др.,
1977]. Вместе с тем В. Н. Мясищев (I960) отмечает, что невроз может возникнуть и без какого-либо
предрасположения. Такого же мнения придерживаются А. Н. Шогам, Н. К. Липгарт, К. И. Мировский
(1970). На наш взгляд, все эти точки зрения имеют известное обоснование. В целом невроз более
нозологически специфичен при меньшем удельном весе предрасположения и большем удельном весе
психогенных факторов.
Острая психическая травма в виде испуга, сильного потрясения считается немаловажным
фактором в происхождении неврозов [Сим-сон Т. П., 1934; Блей Е. А., 1940]. В наших наблюдениях она
оказывала тем большее патогенное действие, чем менее преморбидно было выражено
характерологическое своеобразие больных. Последнее, таким образом, в случае острой психотравмы, в
отличие от хронической, осуществляло роль определенного защитного фактора.
Гораздо чаще происхождение неврозов у детей обусловлено действием хронических
психотравмирующих факторов, прежде всего нарушенных семейных отношений и неправильного
воспитания в виде гиперопеки и непоследовательности [Бехтерев В. М., 1909; Осипова Е. А., 1932;
Мясищев В. Н., 1960; Пивоварова Г. Н., 1962; Яковлева Е. К., Зачепицкий Р. А., 1961; Лобикова Н. А.,
1971; Захаров А. И., 1972]. На основе статистического анализа С. В. Лебедев распределил значение
патогенных факторов в возникновении неврозов у детей следующим образом: 1) хроническая
психотравмирующая семейная ситуация; 2) дефекты воспитания; 3) школьные конфликты; 4) острая
психическая травма; 5) бытовое пьянство и алкоголизм родителей. В. П. Козлов (1978) показал в
невротических семьях даже при внешнем благополучии наличие тех или иных конфликтов.
В патогенезе неврозов у детей определенную роль играют индукционные механизмы появления
некоторых невротических симптомов, когда ребенок повышенно восприимчив к аффективному
состоянию окружающих его лиц [Иогихес М. И., 1929]. Е. А. Аркин (1968) указывает, что «пример
окружающих играет первенствующую роль не только в том смысле, что взрослые внешними
проявлениями страха, часто совершенно бессмысленного, заражают детей, но, что очень важно
подчеркнуть, своим паническим поведением по малейшему поводу, грозящему, по их мнению,
опасностью ребенку, создают в ребенке состояние напряженной тревоги и страха» /3/. Далее он
подчеркивает, что раннее зарождение страха и его последующее нарастание могут служить не только
тормозом для нормального развития, но и толчком к серьезным и стойким болезненным уклонениям.
При наделении раздражителей, идущих от взрослых, условно-рефлекторным патогенным значением эти
раздражители воспринимаются ребенком как сигналы опасности [Файнберг С. Г., 1961]. Иначе говоря,
невротические реакции развиваются в ответ не столько на сами раздражители, сколько на способ
реагирования взрослых на них [Рожнов В. Е., Драпкин Б. 3., 1974].
Много внимания уделяется проблемам невротизации единственного ребенка в семье [Яковлева
Е. К., 1958; Лепукальн А. И., 1976; Гарбузов В. И., 1978]. А. С. Макаренко (1955) считал, что только в
|