Navigation bar
  Print document Start Previous page
 159 of 282 
Next page End  

семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. У
единственных детей часто имеют место нарушения адаптации и невротические реакции в ответ на
помещение в ясли и детский сад [Блей Е. А., 1940; Голубева Л. Г. и др., 1974]. Во всех случаях
неблагоприятное влияние на формирование характера ребенка оказывает резкое расхождение
требований родителей, ведущих к развитию у него чрезмерной осторожности, и требований детского
коллектива, который ценит самостоятельность, активность, смелость. Это противоречие создает
конфликтное состояние и предрасполагает к возникновению невротических реакций [Сухарева Г. Е.,
1959].
В. Н. Мясищев (1960), определяя источники невроза в дошкольном возрасте в узко семейной
ситуации, конкретизирует это патогенной ролью семейных конфликтов, противоречивостью отношений
родителей к ребенку. Формирующийся в этих условиях способ переработки жизненных трудностей дает
основания говорить о задержке волевого развития и возникновении аффективно-гипобулического и
субъективно-ирреального характера переработки действительности. Для невроза исходным и
определяющим является нарушение системы отношений (или предотношений, по В. Н. Мясищеву),
которое возникает в результате противоречий между тенденциями и возможностями личности и
требованиями и возможностями действительности. Неудачно, нерационально и непродуктивно
разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности
вызывает болезненно тягостные переживания, которые приводят к образованию внутреннего конфликта
— столкновения в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или
иному близкому лицу или к создавшейся ситуации. Конфликт занимает центральное место в жизни
ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое,
в свою очередь, обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и
возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и
самоконтроль, дезорганизует волевое управление личности в целом. Объективное и логическое в
мышлении уступает место субъективному и символическому. Психическая и физиологическая
дезорганизация личности, происходящая под влиянием психогенных факторов, является основой
невроза. Поэтому задача анализа развития личности невротика заключается в том, чтобы выяснить, как
в процессе роста у ребенка складываются болезненные отношения, зарождается конфликт, создается
напряжение, формируется невротическая, т. е. индивидуалистическая, иррациональная, субъективная
установка, грозящая взрывом — патологической картиной невроза. Значение в психогенезе неврозов
конфликта на почве личных привязанностей отмечают Т. П. Симеон (1934) и Е. А. Блей (1940). Е. А.
Осипова (1932) считает ключевым переживанием у детей при этом заболевании уязвление чувства
собственной личности, а характер невротических реакций определяет как защитный и инфантильный. Е.
А. Блей (1940) подчеркивает патогенную роль «места наименьшего сопротивления» и наступающую в
результате невроза дезинтеграцию личности.
По В. А. Гиляровскому (1938), сущность невроза заключается в несоответствии между
возможностями, находящимися в распоряжении личности, и теми обязанностями, которые проистекают
из наличия определенных социальных отношений. Для его возникновения необходимо сочетание 3
звеньев психической травмы, особого склада личности и ее невротического развития под влиянием
травмы. Как и В. Н. Мясищев, В. А. Гиляровский (1934) считает центральным в генезе невроза
нарушение контактов с окружающими, а само заболевание рассматривается как более или менее
компенсированный срыв личности при ее развитии и попытках утверждения в некоторых позициях.
Из других концепций основного патогенного конфликта следует отметить взгляд В. М. Бехтерева
и Р. Я. Голант (1929) на невроз как на результат противоречий между фило- и онтогенетически
обусловленным типом реагирования и конкретными средовыми условиями.
В. Н. Мясищев (1973) отметил, что невротические состояния тревоги и страха, тревожной
мнительности, обидчивости и взрывчатости, реализуясь в той или иной форме, в зависимости от
темперамента, вызывают реакции эмотивного характера, переходящие в состояние невроза и
углубляющиеся при непонимании со стороны окружающих.
В. И. Гарбузовым и др. (1977) в качестве ведущего этиопатогенетического фактора при неврозах у
детей выделены изменения врожденных типов реагирования на невротические, происходящие под
воздействием неблагоприятных биосоциальных факторов.
Hosted by uCoz