5) опасения осуждения, наказания и лишения положительного отношения со стороны значимых
для ребенка лиц в том случае, если он связан непомерно большим числом моральных предписаний и
обязательств, которые не в силах оправдать (соответствовать им). Это иллюстрируется следующими
словами матери: «Дочь постоянно находится в напряженном ожидании, что на нее рассердятся, что она
вдруг не так сделает или не так скажет». Подобное состояние характерно при неврозах страха и
навязчивых состояний, являясь в последнем случае наряду с инертностью и ригидностью мышления
предпосылкой развития мнительности;
6) невозможность быть понятым и признанным ближайшим окружением;
7) осознание отличий от сверстников. Чувство личной недостаточности и социально-
психологической изоляции.
Рассмотренные источники беспокойства сопоставимы с главными видами психогений у детей в
дошкольный период их жизни. Беспокойство выражается как в виде внешне непроявляемой и конкретно
несфокусированной тревоги, так и в виде страха по отношению к реальному угрожающему объекту. У
детей первых лет жизни беспокойство нередко проявляется эмоциональной лабильностью вместе с
общим сниженным фоном настроения, плаксивостью, ослаблением аппетита, сосанием пальцев и
предметов, грызением ногтей, иногда мастурбациями перед сном.
Вне зависимости от последующих структурных особенностей беспокойство является отправной
точкой патогенеза невроза и в той или иной степени оказывает воздействие на все рассматриваемые
ниже характеристики раннего развития.
Наиболее выделяющейся особенностью преморбидного развития при неврозах будет
эмоциональная чувствительность, которая является предпосылкой для возникновения чувства
беспокойства в ответ на действие вышерассмотренных факторов. В свою очередь, беспокойство
заостряет эмоциональную чувствительность в виде сензитивности повышенной эмоциональной
чувствительности, ранимости, запечатлеваемости неприятных событий, обидчивости, в дальнейшем
склонности «все близко принимать к сердцу», легко расстраиваться и волноваться.
В целом дети, заболевающие неврозом, характеризуются как эмоционально чувствительные и
впечатлительные, доверчивые, добрые, жалостливые и сострадающие. В детском саду и особенно в
школе эти, не сразу адаптирующиеся, тихие дети, обычно держащиеся несколько в стороне, не только
лишены агрессивности, но и беззащитны, не умеют постоять за себя, дать сдачи, найти сразу нужный
ответ при внезапном обращении, легко теряются. Не они дразнят и бьют других, а те их; они же
обижаются и плачут, переживая унижение и бессилие перед обидчиком. В этом человеческом качестве
они являются объектом для выражения агрессивных тенденций других детей. Можно отметить
несколько источников рассматриваемой беззащитности у детей. В своей основе она отражает
эмоциональную чувствительность, впечатлительность и ранимость. Другим источником является
отсутствие формирования необходимых навыков взаимодействия со сверстниками. Это общие случаи
плохой приспособленности, недостатка практического опыта, неумения общаться вследствие изоляции
от сверстников в первые годы жизни; недостаточного участия отца в жизни семьи и отсутствия
соответствующей модели поведения и обучения с его стороны; отрицательного воздействия примера
конфликтного взаимодействия родителей. Еще одним источником беззащитности может быть страх,
предстающий на осознаваемом уровне как страх насилия и несчастья, а на неосознаваемом как страх
увечья и смерти. Поэтому в ответ на неожиданное и агрессивное поведение другого возникает защитная
установка типа запредельного торможения, внешне проявляемого как оцепенение и страх. Если мы
вернемся к ранее данному определению невротического типа реагирования как недостаточно
осознаваемой мотивации защиты «я» от повторения психотравмирующего опыта, то беззащитность
также может быть отнесена к этой категории.
Существенной преморбидной особенностью будет и раннее развитие чувства «я», которое
проявляется подчеркнутым чувством собственного достоинства, повышенной чувствительностью к
порицаниям и похвале, неудачам и ошибкам, насмешкам, несправедливости и обидам. Одновременно
эти дети не лгут, не изворачиваются, а, наоборот, непосредственны, бесхитростны и несколько
прямолинейны в своих суждениях, наивны и доверчивы по отношению к другим. В то же время
наивность может выступать не только как опыт целостного, недискретного «я», но и как следствие
недостаточного опыта социального взаимодействия.
|