Важной преморбидной особенностью является тенденция к внутреннему способу переработки и
выражения эмоций, сосредоточенности на своих ощущениях при сдерживании внешнего выражения
чувств. Родители обычно говорят об этих детях, что они «все в себе». Действительно, они больше
чувствуют и понимают, чем могут это выразить, что вместе с некоторой недостаточностью праксиса
создает впечатление известной скованности при общей достаточно выраженной активности и
подвижности. Противоречие между внутренним и внешним планом реагирования может быть вызвано
трудностями сочетания контрастных черт темперамента, например, черт флегматического и
холерического темперамента. Внутренний способ выражения эмоций и переработки переживаний у
детей имеет свои обоснования в соответствующем способе эмоционального реагирования родителей и
в их недостаточной общительности.
В динамике психического развития обращает на себя внимание несколько замедленный темп
выявления возможностей и способностей, что обусловлено интенсивно накапливаемым внутренним и
не раскрываемым некоторое время потенциалом развития. Этим детям нужно больше времени, чтобы
их латентные психические свойства проявились внешне, раскрылись. Поэтому чрезмерно раннее и
интенсивное стимулирование их возможностей, как и предъявление ультиматумов вроде «сейчас же»,
«немедленно», всегда чревато опасностью перенапряжения. Поскольку эмоциональная структура таких
детей повышенно ранима, они требуют более мягкого, эмоционально щадящего, теплого и
поддерживающего отношения со стороны окружающих лиц. Только тогда возможно известное
дозревание эмоциональных структур, их дальнейшее развитие и укрепление. В противном случае при
действии чрезмерно интенсивных, сильных, запредельных раздражителей, превышающих порог
выносливости нервной системы, возникает защитная реакция в виде тормозимости, доходящая до
степени заторможенности, инертности и «копания» на одном месте.
Общее впечатление о раннем эмоциональном развитии это впечатление о детях, как бы
родившихся раньше фактического срока, т. е. с недостаточным внутриутробным периодом развития,
эмоционально более ранимых и незащищенных, чем большинство сверстников, что в немалой степени
является следствием воздействия на мозг плода эмоционального стресса матери в период беременности
и родов. Речь идет не о задержке развития, а о его своеобразии, так как все главные психические
функции, включая время появления реакции «эмоционального оживления», речи и ходьбы, не
отличаются от нормы. Подобно этому черты эмоциональной ранимости, беззащитности и наивности
нельзя определить как проявления психического инфантилизма, поскольку одновременно имеют место
опережающее возраст развитие чувства «я» и формирование нравственно-этических установок долга и
обязанности. Более подходящим определением является неравномерность психического развития.
Другая особенность развития заключается в его противоречивости наличии
трудносовместимых сочетаний различных характеристик личности, облегчающих появление в
дальнейшем внутреннего конфликта. Мы уже касались противоречия между внутренним способом
выражения эмоций и общей активностью. Другое существенное противоречие выражено словами
матери о раннем психическом развитии своего сына: «Рос подвижным, энергичным, упорным в
достижении цели и одновременно чувствительным, впечатлительным и обидчивым». Это
противоречие между волевой и эмоциональной сторонами психического развития, гармонии которых
можно достичь только при благоприятных, способствующих безопасности и творческому росту внешних
условиях. В рассматриваемых случаях этого не происходит, и нарушение баланса взаимодействия
волевой и эмоциональной сфер выглядит вначале как их заострение в виде упрямства и сензитивности,
а затем под продолжающимся влиянием дисстресса как подавление (ингибиция) волевой и
компенсаторное заострение эмоциональной стороны нормирующейся личности. К тому же некоторая
недостаточность праксиса приводит к затруднению перехода мыслительного акта в завершенное
действие, что создает дополнительные препятствия для реализации творческих возможностей
личности.
Рассмотренные преморбидные особенности развития можно сгруппировать следующим образом:
1) сензитивность (эмоциональная чувствительность и ранимость) с выделением из нее структуры
впечатлительности; 2) непосредственность (наивность); 3) выраженность чувства «я»: 4)
импрессивность (внутренний тип переработки эмоций); 5) латентность (потенциальность
относительно более постепенное раскрытие возможностей личности); 6) противоречивость развития
|