Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 282 
Next page End  

дизонтогенеза по типу дисгармонии формирования личности и парциальной задержки развития
относятся к факторам психического риска первого порядка и встречаются у 30% городской популяции
детей (Ковалев В. В., Козловская Г. В., 1980).
Дизонтогенез при неврозах — это прежде всего проявление неравномерности развития, темпа
созревания психических и физических функций. Встречаясь главным образом в первые годы жизни,
неравномерность развития зависит от совместного действия многих факторов. Конституциональный
фактор — это общность темпа развития с кем-либо из родителей или прародителей, которые, к примеру,
также несколько позднее или раньше стали говорить или ходить. Неравномерность развития зависит и
от темпа развития психических процессов и особенностей становления темперамента детей.
Неравномерным будет становление темперамента у детей при наличии разных, особенно контрастных,
темпераментов родителей. Вначале, как показывают наблюдения, может преобладать влияние
холерического (или флегматического) темперамента одного из них, вызывая некоторое ускорение (или
замедление) психического развития ребенка. В дальнейшем флегматический (или холерический)
темперамент другого родителя способен несколько замедлить (или ускорить) темп развития, т. е.
восстановить его до обычного, свойственного большинству детей. Темп развития может снова меняться
в подростковом возрасте, когда у одних подростков нарастают подвижность, энергичность,
стремительность и возбудимость, а у других усиливаются медлительность и заторможенность. Обычно
только с окончанием подросткового возраста можно говорить об индивидуально стабильном типе
темперамента.
По разработанной нами шкале — «опережение психического развития в первые годы жизни» —
наблюдается тенденция к более высоким показателям, чем в норме, у детей, впоследствии
заболевающих неврозами. В большей степени это заметно у детей с неврастенией. Другая шкала —
«латентность — замедление раннего развития» — показывает меньшую выраженность по сравнению с
нормой. Таким образом, обе шкалы независимо друг от друга подтверждают наличие некоторого
опережения раннего развития у детей с неврозами. «Латентность развития» более свойственна детям,
заболевающим неврозом страха.
Отдельно изучены такие показатели, как развитие речи, время начала ходьбы, рост. Раннее
развитие речи отмечается у 28% мальчиков и 34% девочек; соответственно возрасту — у 57 и 56%;
некоторое отставание — у 15 и 10%.
Опережение времени начала ходьбы выявлено у 38% мальчиков и 48% девочек; начало ходьбы в
год — у 49 и 43%; некоторое отставание — у 13% мальчиков и 9% девочек.
Рост выше среднего имеют 27% мальчиков и 29% девочек: средний — 64 и 56%; ниже среднего
— 9 и 15%. Таким образом, по приведенным показателям, опережение развития также преобладает над
его задержкой.
При опережении речевого и общего психического развития относительно большее число
мальчиков имеют холерический темперамент. При адекватном возрасту психическом развитии на
первое место выходит сангвинический темперамент. При замедлении психического развития возрастает
удельный вес флегматического темперамента, который, однако, не выражен чаще сангвинического. У
девочек подобные соотношения не заметны. Таким образом, у мальчиков более выражена связь между
темпом психического развития и темпераментом.
Темперамент
В классическом варианте темперамент — проявление темпа психических процессов (Стреляу Я.,
1982). Свойства темперамента можно определить также, как энергетическую характеристику
психических свойств (Мерлин В. С., 1973). Темперамент подвержен возрастным изменениям, прежде
всего связанным с процессом созревания (Стреляу Я., 1982).
Известна точка зрения И. П. Павлова на преобладание крайних типов темперамента при неврозах
(Павлов И. П., 1938). По мнению В. Н. Мясищева, состояние тревоги и страха, тревожной мнительности,
обидчивости и взрывчатости, реализуясь в зависимости от темперамента, вызывают реакции
эмотивного характера, переходящие в состояние невроза при непонимании со стороны окружающих
Hosted by uCoz