обусловленных сверхценных идей, а также долгое сохранение неприятных переживаний, затруднения в
межличностных отношениях узкого круга. В этих характеристиках отцов заложены предпосылки для
развития сверхценных реакций страха у детей как выражения настороженности и неверия в отношении
всего нового и неизвестного. В профиле обоих родителей детей с неврозом страха заметен подъем по
шкале депрессии, что подтверждает характерный для всей семьи тревожно-депримированный фон
настроения. В итоге родители детей с неврозом страха вследствие своей беспомощности, тревожности,
ригидности и наличия большого числа личностных проблем не только не могут являться для детей
примером адаптивного поведения в сложных ситуациях, но и непроизвольно подкрепляют
дезадаптивное поведение своим беспокойством, паникой и ригидной фиксацией переживаний.
Слабость «я», излишняя мягкость, чувствительность, сентиментальность, недостаточная
активность и беспокойство присущи и отцам мальчиков с неврозом навязчивых состояний. Эти отцы
также не могут управлять ситуацией в семье и быть для детей социально приемлемым объектом
идентификации.
Отдельно были рассмотрены профили у матерей и отцов, считающих свои отношения
конфликтными и неконфликтными.
У матерей, определяющих отношения с отцами как конфликтные, наблюдается небольшой
подъем по шкале шизофрении, что можно трактовать как недостаточную эмоциональную отзывчивость
и формальное восприятие отношений в браке. У отцов, находящих отношения конфликтными,
отмечается подъем по шкале женственности, что свидетельствует о мягкости характера, повышенной
эмоциональной чувствительности и сентиментальности, неспособности справиться с проблемами в
семье.
Для сопоставления личностных особенностей родителей детей с неврозами с контрольной
группой родителей без невроза у детей (50 матерей и 50 отцов) были выделены следующие 10
дополнительных шкал MMPI (в скобках дается номер шкалы): доминантность (49), лидерство (106),
играние ролей (177), контроль (26), общее плохое приспособление (70), импульсивность (93), тревога
(16), зависимость (57), сила «я» (62), личностная изменчивость (69). При сравнении с контрольной
группой оба родителя менее доминантны, прежде всего отцы; реже бывают лидерами вне семьи,
особенно отцы при неврозе страха у детей; хуже играют роли, контролируют себя и приспособлены к
действительности. Большая импульсивность отмечается только у матерей, у отцов она почти такая же,
как в контрольной группе. Оба родителя более тревожны и зависимы, чем в контрольной группе, у них
меньшая сила «я», особенно при неврозе страха у детей, и большая личностная нестабильность. Эти
личностные изменения у родителей во многом объясняют затруднения в общении детей со
сверстниками.
Личностный опросник Кеттела
Мы использовали одновременно формы «А» и «С» у 110 матерей и 88 отцов детей с неврозами
ввиду разного уровня их образования. Сравнение с контрольной группой родителей без невроза у детей
(38 матерей и 33 отца) проводилось по форме «А», в то время как сравнение внутри группы родителей с
неврозами у детей осуществлялось по обеим формам. Остановимся только на общих результатах.
Достоверность различий определялась по критерию Стьюдента.
У матерей детей с неврозами достаточно чаще по сравнению с матерями детей без невроза
выявляются большая робость и осторожность в контактах с людьми (фактор Н). Они более недоверчивы,
подозрительны и осторожны при высоком самомнении (фактор L), менее непосредственны и более
расчетливы (фактор N). Отмечаются более низкий самоконтроль, особенно в аффективной сфере,
большая неустойчивость в характере и конфликтность (фактор Q3). Значительно более выражены
внутренняя напряженность, фрустрированность, взвинченность, нетерпеливость, утомляемость и
плохое настроение (фактор Q
4
).
У отцов достоверные различия с контрольной группой наблюдаются в отношении большего
беспокойства, неуверенности; чувства вины (фактор О), консерватизма и морализирования (фактор Q1).
По обеим формам сравнение личностных особенностей родителей мальчиков и девочек с
неврозами показывает, что матери мальчиков с неврозами достоверно более аффективно-нестабильны и
|