семейных отношениях и воспитании. В этих условиях затрудняется и эмоциональный контакт девочек с
отцами, что впоследствии неблагоприятно отражается на их отношениях с противоположным полом.
Вне зависимости от пола детей конфликтное противопоставление родителями точек зрения на
воспитание служит для них своеобразной разрядкой напряжения и предотвращает в известной мере
некоторые крайности отношения к детям, прежде всего чрезмерный уровень заботы, аффективность,
физические наказания. Но это «позитивное» значение родительского конфликта сопряжено с
уменьшением индивидуализации и повышением тревожности в отношениях с детьми,
непоследовательностью и различиями в родительской заботе и контроле, что способствует нарастанию
возбудимости детей. Вместе с ранее рассмотренными нарушениями процесса идентификации это
обусловливает повышенную внушаемость детей в общении с посторонними лицами. Появление второго
ребенка уменьшает конфликты родителей между собой и с первенцем. Наименее конфликтна для отца
ситуация в семье, когда в ней два мальчика, так как в этом случае он имеет возможность чаще
доминировать в семье, т. е. с его мнением больше считаются. Конфликт родителей с первым ребенком
уменьшается при появлении сибса другого пола, особенно у матери при рождении девочки, когда она
образует с ней эмоциональную диаду и перестает ранимо реагировать на сближение мальчика с отцом.
Но при появлении второго ребенка возникает конфликт между детьми, когда они начинают ревниво
воспринимать отношение родителей к себе, заменяя этим теперь не проявляемый внешне конфликт
родителей.
Если в семье проживает бабушка, то она, как и мать, ревниво относится к отцу, считая, что он
оказывает отрицательное влияние на ребенка. Незримо конфликтуя с матерью ребенка (своей дочерью) и
его отцом, бабушка, по существу, вытесняет дочь из ее материнской роли, относясь тем самым к внуку,
как к своему ребенку. Дочь же, в свою очередь, вытесняет отца ребенка. Тогда создается парадоксальная
ситуация, когда отец, оказавшись в роли «третьего лишнего», не принимает участия в жизни семьи или
уходит из нее. В наиболее травмирующей ситуации в данном случае оказываются мальчики, у которых
бабушка в роли «матери» и мать в роли «отца» создают «псевдосемью», разрушающую саму возможность
идентификации мальчиков с отцом.
Во всех случаях доминирование матери в изучаемых семьях, в отличие от контрольных, носит
менее гибкий и ситуативный характер, отец же доминирует реже, особенно при наличии конфликтной
ситуации в семье. При этом мать иной раз не хочет, но вынуждена доминировать в семье, чтобы
сохранить влияние на ребенка, в то время как отец хочет доминировать, но не может из-за своего
мягкого характера и эмоциональной изоляции в семье. Ребенок в этих условиях становится центром
родительского конфликта, а его невроз клиническим выражением личностных проблем родителей в
аффективном фокусе их взаимоотношений.
Как уже отмечалось, родители в изучаемых семьях невротически зависят друг от друга. Поэтому
трудно сделать категорический вывод об ответственности одного из них за возникновение конфликтной
ситуации в семье. К примеру, излишняя принципиальность, требовательность, вынужденное
доминирование матери могут быть ответной реакцией на излишнюю мягкость и несамостоятельность
отца, его недостаточно включенную позицию в жизни семьи.
Основная проблема родителей состоит в неумении обеспечить эмоционально ровные,
взаимоприемлемые, гибкие и непосредственные отношения вследствие неблагоприятных изменений их
личности, главным образом низкой степени самопринятия и тесно связанного с этим чувства взаимного
недоверия. Часто имеющее место аффективно-настороженное восприятие действий партнера в браке
неосознанно мотивировано избеганием травмирующих переживаний, в еще большей степени
понижающих чувство собственного достоинства и самопринятия. Таким образом, аффективная, нередко
тревожно проявляемая, настороженность лежит в основе чувства недоверия родителей друг к другу,
являясь одним из выражений их невротического типа реагирования. В ряде случаев недоверие
обусловлено гиперсоциализированными и паранойяльными чертами личности родителей, когда они
поступают излишне формально и принципиально, не учитывают требования момента, слишком
нетерпимы к слабостям и ошибкам друг друга.
Недоверие родителей, как сплав аффекта, характера и ситуации, распространяется на отношения с
детьми, вступая в противоречие с формирующимся у них чувством собственного достоинства и
самоуважения, что способствует возникновению ответных напряженных отношений. Таким образом,
|