конфликт родителей с детьми в первую очередь обусловлен неблагоприятными изменениями личности
самих родителей и их невротическим состоянием, скрытыми или явными разногласиями между ними.
Конфликтные ситуации нередко драматически представлены в неполных семьях, где мать не принимает
мальчиков из-за нежелательных, с ее точки зрения, общих черт с отцом. Все помыслы таких матерей
направлены на недопущение встреч ребенка и отца. Одна мать так высказалась про своего сына: «Я
имею вечный портрет бывшего мужа перед собой».
Вследствие своих разногласий и личностных особенностей родители также не могут вовремя и
согласованно адаптироваться к ребенку, требующему индивидуального, эмоционально щадящего,
терпеливого и доверительного отношения. В результате у ребенка возникают эмоциональные
нарушения, создающие определенные препятствия для последующей адаптации в отношениях с
родителями, которые реагируют на это аффективным и противоречивым образом, еще более расходясь
во мнении друг с другом. Так возникает патологический круг нарушенных семейных отношений.
Другим немаловажным обстоятельством появления аффективного отклика детей на
характерологически и невротически спровоцированные требования является их несоответствие
фактическому поведению родителей. Это иллюстрируется примерами, когда аффективно-неустойчивые
и эгоцентричные родители сами устраивают истерики при неудовлетворении ребенком их капризов и в
то же время требуют от него послушания и умеренности в желаниях; когда они пугают детей всяческими
последствиями невыполнения их требований и в то же время ожидают от них уверенности в себе; когда
родители постоянно опаздывают на прием, но требуют от ребенка педантичного соблюдения режима
дня; когда мать жалуется на несдержанность сына и постоянно перебивает врача; когда родители глухи к
просьбам детей, но нетерпимы к их упрямству и т. д. Во всех этих случаях родители «не замечают» у
себя тех особенностей характера и поведения, на появление которых у ребенка реагируют аффективно-
болезненно. Более того, они проецируют на детей свои проблемы и переживают их впоследствии
вместе с ними. Некоторых родителей, особенно матерей, пугает в ребенке не столько отличие от других
детей, сколько то, что он воспроизводит их собственные проблемы детства, с которыми они сами не
справились в свое время. Осознание подобной взаимосвязи и появление чувства вины являются не
только мотивом обращения за помощью к врачу, но и причиной перехода родителей в другую крайность,
когда они идут во всем навстречу ребенку. Последний при этом своим аффектом страха держит
родителей в качестве своеобразных «заложников», компенсируя многие из крайностей их
предшествующего подхода. Подобная неустойчивость и непоследовательность родителей типичны для
изучаемых семей детей с неврозами.
Следует также отметить патогенную значимость не выражаемых внешне раздражения и
недовольства родителей, которые иной раз больше гнетут и волнуют детей, чем если бы родители
выразили внешне и определенно свои, пусть даже и отрицательные, чувства. Основным
психотравмирующим моментом здесь является развитие у детей состояния неопределенности и
тревожного ожидания, ведущего к появлению диффузного чувства беспокойства. Патогенность этой
ситуации усиливается негласным родительским запретом на любые выражения отрицательных чувств у
детей. Эти табуированные предписания создают резкий контраст между детской непосредственностью
и родительской озабоченностью, когда дети не могут пожаловаться даже родителям, опасаясь, что их
неправильно поймут, осудят или накажут. В этой ситуации и мать, и отец не понимают, что
блокирование выражения эмоций у детей способствует появлению у них напряженности и
замещающим ее агрессивным фантазиям.
Длительно существующие и неразрешимые проблемы взаимоотношений родителей и детей
приводят к эмоциональному утомлению и нарастающему чувству беспокойства с обеих сторон,
повышению уровня возбудимости при общении, когда «вместе тесно, врозь скучно». Это обычно те
ситуации, при которых ребенок и взрослый член семьи относительно спокойны наедине, но быстро
возбуждаются вместе, особенно при включении третьего лица. Тогда вся группа становится
неуправляемой, а ответственность за это в конце концов несет один ребенок. Обычно родители в таких
случаях жалуются на повышенную возбудимость детей, но выясняется, что она проявляется только дома
и отсутствует в детских учреждениях. Подобный диссонанс говорит о проблемах семейных отношений и
эмоциональном дискомфорте ребенка в семье, что подлежит не глушению посредством
транквилизирующих средств, а внимательному рассмотрению и психотерапевтическому воздействию на
|