«собственнический» характер. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его соответствие
своему навязываемому или внушаемому образу «я».
Любовь конъюнктурна, поскольку на нее спроецированы отношения родителей в виде взаимной
ревности и недовольства друг другом. Нередко в ней также аффективно-заостренно (реактивно)
сосредоточивается неиспользованный потенциал любви родителей, их неудовлетворенность
отношениями в браке.
Для матерей детей с неврозами типична гиперопека, которая, так же как и непринятие,
обусловлена доминантными, тревожно-мнительными и гиперсоциализированными чертами характера.
Вместе с невротически защитной мотивацией это объясняет такие стороны гиперопеки, как стремление
сопровождать каждый шаг ребенка, все делать за него, навязывать правила и условности, предохранять
и защищать от воображаемых опасностей, необоснованно беспокоиться, удерживать ребенка около себя,
в то время как он не нуждается в этом, и одновременно тревожно привязывать его к себе.
Главное патогенное значение гиперопеки состоит в том, что посредством ее ребенку передается
беспокойство матери. Помимо этого, гиперопека означает и подмену общения со сверстниками
навязываемым контактом со взрослыми, и появление несамостоятельности ребенка, пассивных и
инфантильных реакций.
В наибольшей степени гиперопека выражена при истерическом неврозе и неврозе навязчивых
состояний. Если при истерическом неврозе она связана со страхом одиночества у матери и ее
заостренной потребностью найти признание в ребенке, то при неврозе навязчивых состояний
гиперопека обусловлена сверхценным страхом матери по поводу предполагаемой возможности
несчастья с ребенком. Последним объясняется стремление матери неотрывно держать ребенка около
себя, что уменьшает ее беспокойство, но создаст болезненную зависимость ребенка от ее
эмоционального состояния и проблемы при общении со сверстниками.
Тенденция к чрезмерно строгому, ограничивающему контролю проявляется у обоих родителей,
но более выражена у матерей. Чаще ограничиваются мальчики, активность и подвижность которых,
особенно в первые годы жизни, раздражают родителей. Подобный контроль, как и гиперопека, может
быть обусловлен невротическим состоянием родителей, но в отличие от гиперопеки он более
характерологически мотивирован, прежде всего доминантностью (властностью) и негибкостью
мышления. Чрезмерный контроль выражается в стремлении родителей предупреждать активность
ребенка, предписывать ему образ действий, ограничивать его самостоятельность, запрещать, часто
наказывать, следить за попытками ребенка делать по-своему, без меры торопить и подгонять его.
Основное патогенное значение контроля в изучаемых семьях заключается в ограничении
подвижности детей, что повышает их возбудимость, к тому же он часто не достигает своей цели
вследствие невротического состояния родителей и разногласий между ними. Но в этом случае родители
больше кричат и наказывают детей, что опять же приводит к повышению их возбудимости.
Ограничения достоверно чаще наблюдаются при неврастении детей, когда родители ценой
перенапряжения ребенка и унижения чувства его «я» пытаются безоговорочно навязать ему свою волю,
заставляя делать то, что он не может, не умеет или не хочет, когда они стремятся во что бы то ни стало
«переплавить» одни черты темперамента ребенка на другие, не обращая внимания на своеобразие его
психического развития, темп и выносливость организма.
В изученных семьях отсутствуют жизнерадостные, непосредственные, ровные, гибкие и
последовательные отношения родителей с детьми. Вместо этого часто проявляются излишняя
принципиальность, требовательность и нетерпимость, недостаточно принимается во внимание чувство
собственного достоинства, имеют место частые порицания при отсутствии одобрения и похвалы,
несправедливые и незаслуженные наказания, несвоевременная эмоциональная отзывчивость и
поддержка, недостаточная душевная щедрость, теплота и искренность. Даже в контролируемом процессе
игровых занятий родители и дети говорят все вместе, перебивая друг друга, часто на повышенных
тонах, особенно родители, которые вместо пояснений без конца требуют или читают нотации, не
доверяют словам детей. В разговоре остается много недосказанного, темы носят однобокий, рутинный
характер, относятся к тому, выучил ли ребенок уроки и вовремя ли он лег спать. Главное, что родители и
дети не умеют общаться между собой, представлять себя на месте друг друга и сохранять ровные и
непринужденные отношения.
|