на «равных», придерживаясь между собой одинаковой тактики, когда они вместе уступают ребенку или
доминируют в отношениях с ним.
Рассмотренные особенности отношений в семьях детей с неврозами могут быть сгруппированы
следующим образом: 1) построение отношений в браке по типу невротически мотивированного
взаимодополнения при реальном контрасте черт характера супругов; 2) личностные изменения у
родителей, а также невроз у одного из них, предшествующий возникновению невроза у ребенка; 3)
инверсия супружеских и родительских ролей; 4) образование эмоционально обособленных диад и
блокирование одного из членов семьи; 5) тревожно-депримированная эмоциональная атмосфера в
семье; б) повышенная эмоциональная возбудимость и непродуктивные напряжения в процессе общения
в семье; 7) использование одного из членов семьи в роли «козла отпущения».
Особенности воспитания
Мы уже касались некоторых сторон воспитания, в частности непринятия и гиперопеки.
Непринятие подразумевает не только нежеланность ребенка или несоответствие его пола ожиданиям
матери и отца, но и непринятие его индивидуальных особенностей развития, несовместимых с
характерологически, конфликтно или невротически измененными представлениями родителей.
Лейтмотив этого отношения состоит в том, что ребенок не тот, кто ожидался, кто оправдывает надежды,
с кем легко, а тот, кто, наоборот, воспроизводит проблемы самих родителей или напоминает
нежелательные черты одного из них, отнимает все время и препятствует реализации жизненных
планов. Поэтому наиболее выделяющейся стороной их отношения является неудовлетворенность
ребенком, что встречается у матерей детей с неврозами достоверно чаще, чем в контрольных группах.
Существенно и то, что у этих матерей несколько более медленно развивается чувство материнства,
которое сохраняется более длительное время на неизменном уровне. Невротически опекая ребенка и
заменяя собой мир сверстников, мать отказывает ему и в праве на самостоятельность, не доверяя его
опыту и тревожно-мнительно опасаясь последствий его самостоятельности. Наибольшее удивление у
матерей вызывают слова врача о наличии у их детей, особенно сыновей, воли. «Разве?» с
недоверием говорят они. В их представлении воля это беспрекословное послушание и
безоговорочное подчинение всем их требованиям. Одни матери утверждают при этом, что у ребенка нет
своего «я» он упрямый. Другие, заявляя, что у него нет никакого чувства ответственности, опекают и
тревожатся за сына в такой степени, что практически живут вместо него, подменяя его
индивидуальность и самостоятельное решение проблем. Тем самым они неосознанно культивируют
зависимость ребенка от себя и пассивность, принципиально требуя в то же время от него
ответственности. Когда врач просит детей периодически сообщать о состоянии своего здоровья по
телефону, вместо них всегда говорят матери. В этой установке «жить вместо», а не «вместе» с ребенком
может проявляться и сверхпринимающее отношение матери, когда она так любит своего ребенка, что
заменяет его собой, атрофируя его активность, инициативность и самостоятельность. Ребенок же может
переживать такое отношение как недоверие к его возможностям и непонимание его запросов.
Если нежеланность ребенка чаще встречается у молодых родителей с еще не сформировавшимся
чувством материнства и отцовства, то непринятие индивидуальности ребенка присуще более
«пожилым» родителям, обладающим доминантными, тревожно-мнительными и
гиперсоциализированными чертами характера. Если молодые родители стремятся как можно раньше
отдать ребенка в ясли или перепоручить его своим родителям, то «пожилые» родители, наоборот,
стремятся изолировать его от любых внесемейных контактов, в том числе от вредного, с их точки
зрения, влияния сверстников и нередко пользуются любым поводом, чтобы не водить ребенка
длительное время в детский сад или школу.
Установочное отношение родителей в виде непринятия и их характерологические особенности
неблагоприятно отражаются на любви к ребенку. В большинстве случаев она носит принципиальный и
не выражаемый внешне характер. Одна мать заметила: «Ласкать нельзя ни в коем случае, они
разбалтываются окончательно». Любовь условна, т. е. ребенок признаваем и любим только тогда, когда
он оправдывает повышенные ожидания и требования родителей. К тому же она имеет
|