рассказывать о царящих в них людоедах и разбойниках, с которыми она, однако, находила более общий
язык, чем с матерью. Днем же ее заторможенность и связанное с ней упрямство были непроизвольно-
защитной реакцией на бездушное, грубое и импульсивно-непоследовательное отношение матери.
В некоторых случаях дети непроизвольно обыгрывают вызывающие беспокойство родителей
ситуации с целью компенсации неудовлетворенных потребностей. Например, девочка 5 лет использует
беспокойство матери по поводу ее плохого аппетита для изменения в приемлемую сторону отношения к
ней. Обычно чрезмерно строгая и требовательная мать неузнаваемо меняется во время еды, так как
думает, что дочь неминуемо умрет от истощения, если не будет есть «сколько положено», выражая в
этом не столько заботу, сколько тревожность и паранойяльные черты характера. Дочь же, не имея
возможности выразить иным путем свой протест по поводу принуждающего отношения матери,
непроизвольно удлиняет время приема пищи, что вызывает беспокойство матери и смягчение ее
требований. То же возникает перед сном, когда любые проявления беспокойства у ребенка вызывают
более адекватный эмоциональный отклик у родителей. Аналогичные ситуации наблюдаются у младших
детей при длительном одевании и туалете, во время которых родители вынуждены вступать в общение
с детьми. Во всех случаях беспокойство родителей и ребенка выступает в качестве более приемлемого
средства коммуникации между ними. Для детей это одновременно и способ отреагирования
конфликтных напряжений в отношениях с родителями.
Взаимообусловленный проблемный характер отношений виден из следующих высказываний:
«Как только у меня спадает напряжение, оно растет у мужа; получается заколдованный круг, мы все трое
фиксированы друг на друге», «Теперь все дело в нас, моя жена и ее мать очень эмоциональны и часто
кричат на сына, образуя с ним коалицию. Когда я пытаюсь оберегать его, у меня возрастают трения с
ними, а сын чутко реагирует на это. Опять же, если я не вмешиваюсь, то рано или поздно срываюсь и у
меня нет выхода» (добавим, что выход все же был найден... отец часто уезжает в командировки),
«Бабушка злится на маму, мама злится на меня, а у меня терпение лопается», «Муж стал меня раздражать,
и я противоречу ему во всем, затем у меня депрессия, и все выливается на сына». В последнем случае у
мальчика были упорные приступы бронхиальной астмы на фоне общего с матерью невротического
состояния. Одновременно был проведен курс гипнотерапии у матери и сына, но неожиданно приступы
бронхиальной астмы впервые в жизни возникли у отца. В другом случае после устранения у девочки 9
лет с невротическим состоянием приступов бронхиальной астмы у ее матери возникла невротическая
депрессия, которая маскировалась раньше гиперопекой и беспокойством в отношении больной дочери.
Только после активного содействия со стороны отца и оказания психотерапевтической помощи матери
удалось нормализовать обстановку в семье.
С целью более полного изучения семейных отношений мы используем экспериментальную
методику «гомеостат». Это электронное устройство с выносным пультом, где имеются ручки и
циферблат со стрелкой. Одновременное и согласованное вращение двух или трех ручек в зависимости
от числа испытуемых позволяет привести стрелку шкалы в среднее положение. В сложном режиме это
практически невозможно сделать. Семьи детей с неврозами (70 семей) и контрольная группа (44 семьи)
исследовались вначале по семейным диадам «мать отец», «мать ребенок», «отец
ребенок», а
затем в целом. Результаты исследования объективно подтверждают низкую успешность совместной
деятельности в семье у детей с неврозами, наличие большого числа напряжений и малопродуктивных
действий. В немалой степени это вызвано конфликтным стремлением супругов к одностороннему
доминированию во внутрисемейных отношениях, навязыванием своей точки зрения и в то же время
невозможностью соответствовать ей реально. Родители при взаимодействии между собой и с детьми
используют преимущественно разную и непоследовательную тактику. Особенно это заметно в
отношениях с детьми, когда один из родителей к тому же пытается жестко доминировать, а другой во
всем ему уступает. В контрольных семьях без невроза у детей статистически достоверно выше
успешность совместной деятельности, она более продуктивна и сопровождается существенно меньшим
числом эмоциональных напряжений. Более успешно и доминирование в семейных отношениях, если
оно имеет место. К тому же доминирование носит более гибкий и ситуативный характер. Значительно
чаще, чем в семьях с неврозами у детей, в супружеских отношениях доминирует отец. Как во
взаимодействии между собой, так и с ребенком, родители контрольной группы большей частью
используют согласованную и последовательную тактику. В паре с ребенком родители взаимодействуют
|