проблемами.
Как отмечалось, большинство родителей испытывают чувство вины и беспокойства по поводу
состояния ребенка. Но подобное осознание приходит уже после появления у него серьезных
расстройств, напоминающих родителям об их собственных проблемах. Тогда невроз ребенка выступает
в качестве своеобразного средства более адекватной «социализации» родителей, заставляя их критичнее
относиться к своим действиям и поступкам и способствуя осознанию некоторых недостатков их
характера. Но это еще не означает, что родители способны перестроить свое неадекватное отношение к
детям, так как неблагоприятно складывающиеся жизненные обстоятельства, на которые они часто
ссылаются, представляют уже следствие их личностных проблем и невротической структуры характера.
Обращает на себя внимание более медленный, чем обычно, процесс становления их супружеских и
родительских отношений. Здесь сказываются травмирующий опыт отношений в прародительской семье,
невротическая структура характера будущих супругов, наличие большого числа предшествующих
личностных проблем.
В большинстве случаев речь идет о первом браке не очень молодых людей, внутренне
неудовлетворенных собой, имеющих проблемы взаимоотношений и еще не успевших определить свое
место в жизни. Средний возраст матери при рождении ребенка 28,5 года, т. е. выше обычного.
Средний возраст родителей при их обследовании составляет у матерей 38, у отцов 40 лет, т. е. у них
относительно невелика разница в возрасте. Если вычесть из среднего возраста родителей среднюю
продолжительность невроза у детей, равную 3 годам, то окажется, что средний возраст матери при
заболевании ребенка 35 лет, а отца 37 лет. В этом возрасте родители в большей степени стремятся
сконцентрировать свой воспитательный подход и интенсифицировать процесс обучения, что само по
себе уже создает некоторые проблемы во взаимоотношениях с детьми. В этом же возрасте имеет место
наибольшая личностная напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и переходной
структурой взаимоотношений в браке, своеобразным кризисом этих отношений, когда «прошлое уже не
устраивает, а новое еще не определилось», когда нужно дать себе ответ: «кто я есть и для чего я живу» и
более критично подходить к недостаткам своего характера. Необходимо также быть терпимее, принимая
другого таким, как он есть, развивая, а не подавляя или заменяя его индивидуальность, когда
необходимо менять некоторые привычки и установки, когда следует проявлять большую настойчивость
и в то же время большую уступчивость, т. е. всем этим устранить крайности предшествующего
реагирования и стать более зрелой и созидающей личностью. Подобный кризис личностного развития
как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских
отношений не преодолевается конструктивным образом, а сопровождается компенсаторным
нарастанием внутренней напряженности, которая чем меньше проявляется внешне, тем более
сказывается на отношениях с детьми и воспитании. В этом случае каждый из родителей «разрешает»
свои проблемы увеличением крайностей в обращении с детьми, делая им бесчисленные замечания,
ограничивая и наказывая и в то же время тревожно привязывая их к себе, окружая кольцом
предохранений и настраивая против другого родителя.
Таким образом, родители «преодолевают» свой личностный кризис, по существу, ценой развития
невроза у ребенка, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов
разрешения родителями своих личностных проблем. Непроизвольно используя ребенка в качестве
«козла отпущения», вымещая на нем свое нервное напряжение, свои взаимные обиды и недовольства,
некоторые родители, особенно отцы, верят, что это делается для его же блага, чтобы он прошел
«суровую школу жизни». Но, как уже отмечалось ранее, дети, заболевающие неврозом, не выдерживают
чрезмерно резкого и интенсивного давления. Образно говоря, они «не гнутся, а ломаются» и, кроме того,
им, как и родителям, требуется несколько больше времени, чтобы «созреть» эмоционально и
сформироваться как личность.
Рассмотренные негативные факторы воспитания в целом выглядят следующим образом: 1)
непонимание родителями своеобразия личностного развития детей; 2) непринятие их
индивидуальности; 3) несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и
потребностям детей; 4) негибкость в отношениях с детьми; 5) неравномерность воспитания в различные
годы жизни детей (эффекты родительской депривации в первые годы и гиперопека и чрезмерный
контроль в последующем); 6) непоследовательность в обращении с детьми; 7) несогласованность
|