воспитания между родителями.
Остальные патогенные факторы воспитания могут быть сгруппированы так: 1) аффективность и
неровность в отношениях с детьми; 2) тревожность; 3) феномен «привязывания» создание
эмоциональной зависимости детей от родителей; 4) феномен «замены» индивидуальности ребенка
характерологически и невротически измененным образом «я» родителей; 5) реактивно-защитный,
невротически мотивированный характер взаимодействия с детьми; 6) излишняя принципиальность в
отношениях с детьми, недоверие к их опыту, навязывание мнений и принижение чувства собственного
достоинства; 7) индуцирующее воздействие на детей патологии родителей посредством механизмов
внушения, «заражения», идентификации и привязанности.
Патогенез неврозов у детей
Изучая семью как патогенетически обусловливающий фактор, мы рассмотрели некоторые
стороны патогенеза неврозов у детей в системе взаимосвязанных клинико-психологических проблем
трех поколений, а также своеобразие раннего развития детей, заболевающих неврозами, причины
понижения биотонуса их организма, зарождения беспокойства и изменения реактивности. Как уже
отмечалось, ведущий психогенный фактор невротизации связан с нарушенными семейными
отношениями и неблагоприятным воздействием со стороны родителей. Ущемление жизненно важных
для детей потребностей развития, в том числе потребности быть самим собой, потребности
самовыражения, а также потребностей поддержки, любви и признания приводит к возникновению
внутреннего конфликта как главного источника хронического эмоционального напряжения. Психическая
травматизация в семье усугубляется острыми психическими травмами, вызванными испугом,
конфликтными эксцессами, оскорблениями, незаслуженными наказаниями, болезнью, разводом
родителей и т. д. Тогда обостряется и без того повышенная эмоциональная чувствительность,
усиливается внутреннее беспокойство, еще больше снижается психическая реактивность. Данной
неблагоприятной динамикой, а именно психической сенсибилизацией в отношении любой идущей
извне угрозы, объясняется непереносимость внешних отрицательных воздействий, когда, например,
испуг, проходящий в других случаях через некоторое время, у этих детей занимает ключевое место в
переживаниях. Психической сенсибилизацией объясняются непонятные для окружающих,
парадоксально острые аффективные реакции на незначительные по силе раздражители: замечания,
сделанные спокойным тоном, получение не той оценки, которая ожидалась, или отсутствие похвалы. В
своем ответе ребенок выражает значимые для него переживания, которые нужно понять и сделать из
этого соответствующие выводы. Однако подобный психологический код поведения детей обычно
недоступен родителям. Характерологически, невротически и конфликтно обусловленное непонимание
родителями переживаний детей, особенностей формирования их личности, непринятие их
индивидуальности приводит к отсутствию доверительных отношений между ними, сосредоточению
детей на своих проблемах, чувству обособленности и непонятости. Психогенно обусловленное
повышение внимания к себе в этой ситуации является психологическим механизмом защиты «я»,
проявляясь эгоцентризмом и упрямством.
Находясь в двойственной, противоречивой ситуации внутреннего конфликта, вызванного
рассогласованием между требованиями родителей и своим опытом, дети не могли в силу возрастной
незрелости психики найти «рациональный» выход из конфликта, как не могли уйти от родителей или
отказаться от них. Осуществляя несвойственные им роли, т. е. заставляя себя быть другими, не такими,
какие они есть, и выполняя функции, превышающие их адаптационные возможности, они находились в
состоянии постоянного внутреннего конфликтного перенапряжения, подрывающего их и без того
ослабленную психическую реактивность и дезорганизующего нервную деятельность.
Данные, полученные с помощью цветового теста Люшера, указывают на переживания детей,
обусловленные ограничением свободы действий, непониманием и пренебрежением со стороны
окружающих, неудовлетворенностью эмоциональными отношениями, чувством угрозы и отчаяния,
неуверенностью и нерешительностью, ощущением неполноценности и истощением жизненной энергии.
Внутренний конфликт объясняет эмоциональную и нервную усталость, пассивность и безучастность
|