детей с неврозами, когда они настолько загружены переживаниями, что не могут «смотреть на себя
глазами других» и сочувствовать им, не выдерживают ожидания, напряжения, сильных эмоций, не
переносят неудач и ошибок, не могут пережить ту или иную стрессовую ситуацию и разрешить ее
адекватным, а не аффективно-тревожным и защитно-невротическим образом.
В изученных семьях на пути реализации невротически и характерологически измененных
требований родителей были определенные препятствия. Во-первых, ребенок имел уже свой, пусть и
небольшой, жизненный опыт самостоятельности. Во-вторых, родители были непоследовательны в
своих требованиях и часто использовали противоположно направленную тактику воспитания. В-
третьих, они неравномерно относились к ребенку в разные периоды его жизни. Главным же было то,
что ребенок не мог полностью принять требований родителей, так как воспринимал их как
несправедливые и мешающие общению со сверстниками. В то же время он боялся осуждения, наказания
или лишения и без того недостаточной родительской любви. В итоге эта ситуация переживалась как
невозможность соответствовать ожиданиям и требованиям родителей и оставаться в то же время самим
собой. Неразрешимый характер этого внутреннего противоречия представляет источник постоянной
борьбы мотивов, аффективной напряженности и беспокойства, способствуя, с одной стороны,
компенсаторной гипертрофии собственного «я» в виде эгоцентризма, заостренного самолюбия,
болезненного чувства собственного достоинства, а с другой стороны приводя к развитию навязанной
или внушенной родителями концепции «не-я», несовместимой с установками и возможностями
ребенка. Психогенно обусловленная дезинтеграция «я», отсутствие психического единства порождает
чувство внутренней неопределенности и неуверенности в себе, что ведет к нарастанию тревоги с
ведущим переживанием страха изменения и потери «я», т. е. своего лица, облика, индивидуальности,
жизнеутверждающей силы и чувства своей ценности. Страх изменения (metus mutandi лат.) как страх
не быть собой означает также страх исчезнуть как личность, раствориться, «кануть в Лету», т. е. в
конечном итоге не состояться, не значить, не быть.
Страх изменения заостряет инстинкт самосохранения до степени эгоцентризма, приводит к
общей настороженности, недоверчивости, боязливости, сверхценным страхам одиночества, темноты,
засыпания и самого сна, а также всего того, что способно еще больше трансформировать «я» и заменить
его. В последнем случае это страх чужого взгляда, проникновения в себя, фантастических превращений,
внушения и гипноза, хирургических вмешательств, инъекций, приема транквилизаторов, курения и
алкоголя (у подростков). Сюда же можно отнести и страх сумасшествия, страх быть не самим собой в
результате укусов животных (особенно больных бешенством собак) или заражения микробами.
Страх изменения лежит в основе обсессивного невроза. Как известно, обсессия означает
одержимость навязчивыми, чуждыми, привнесенными извне мыслями и страхами, которые не
подчиняются волевому контролю «я». Это находит отражение в страхе чудовищ, напоминающих чем-то
человека, но в отличие от него имеющих рога или клыки. Подобные персонажи олицетворяют то, что
может произойти, т. е. угрозу потери «я». Страх быть не собой, не человеком это символ «патоса»
болезненных, неуправляемых сознанием и изменяющих психику сил.
Во всех случаях страх изменения «я» проявляется страхом нового, неизвестного. Поэтому самым
тревожным днем недели у детей с неврозами является воскресенье, а временем года конец августа,
время перед началом школьных занятий. Существенно, что дети при наличии страха изменения, и в
частности страха быть другим, не могут свободно и непринужденно принимать и играть роли, т. е.
представлять себя на месте других, проникаться их мыслями и переживаниями, так как это означает для
них угрозу быть другим, потерять остатки своего «я», исчезнуть в массе, раствориться. Препятствуя
развитию эмпатии, принятию новых ролей и усвоению нового опыта, страх изменения приводит к
негибкости поведения, его защитному характеру, сужению круга общения, появлению «псевдо-я» как
совокупности патологических, не контролируемых сознанием мотиваций. В самом общем виде
внутренний конфликт как личностная проблема развития это невозможность выразить себя и найти
признание и взаимопонимание среди окружающих, вначале в семье, а затем среди сверстников. В
социально-психологическом контексте это неразрешимая проблема «быть собой среди других».
Внутренний конфликт, каким бы он ни был элементарным, как аффективная реакция на
неудовлетворение основных потребностей у детей первых лет жизни или сложным в своей переработке
у детей последующих лет жизни, всегда означает переживание отрицательных эмоций, т. е. состояние
|