Navigation bar
  Print document Start Previous page
 191 of 282 
Next page End  

дисстресса. Рассмотрим развитие внутреннего конфликта в процессе формирования личности.
Переживание беспокойства — первичное, наиболее раннее, выражение дисстресса в ответ на
действие неожиданных стимулов типа утраты и замены окружения, соматического и инфекционного
заболевания, чувства боли и т. д.
Если в исходном плане беспокойство — это инстинктивный ответ организма на физический и
эмоциональный дискомфорт, то по мере развития чувства «я» (личной определенности) оно
сопровождается переживанием по поводу собственной безопасности. В абстрактном смысле это
предстает у более старших детей проблемой «быть», т. е. жить, существовать вообще. Проблема «быть»
подразумевает страх «не быть», т. е. не жить, не существовать. В максимальном выражении последнее
означает страх «быть ничем» — «мертвым». Страх смерти, особенно у детей, заболевающих неврозом
страха, как мы уже не раз отмечали, имеет под собой реальные основания.
При дальнейшем формировании «я-концепции» (собственном значимости) переживания
возникают в связи с препятствиями на пути выражения «я». В абстрактном смысле это тождественно
проблеме «быть собой», актуализации своих возможностей и потребностей. Проблема «быть собой»
оборачивается страхом «не быть собой», в виде рассмотренного страха изменения «я». Наиболее часто
этот страх, как уже отмечалось, встречается у детей с неврозом навязчивых состояний, составляя
ведущую фабулу их внутреннего конфликта.
На стадии формирования личностной определенности переживания возникают в связи с
препятствиями на пути реализации признания — самоактуализации в значимой системе человеческих
отношений. На данном этапе развития внутреннего конфликта проблема «быть» как проблема
самоутверждения преломляется проблемой «быть собой среди других», с акцентом на «быть собой», т. е.
быть признанным со своей точки зрения. Эта проблема заостряется страхом «быть непризнанным»,
выражаемым, с одной стороны, страхом «быть никем», т. е. не представлять, не значить, а с другой
стороны — страхом «быть только собой», т. е. непонятым, изолированным, покинутым и одиноким. В
наибольшей степени этот страх присущ детям, заболевающим впоследствии истерическим неврозом.
Формирование ролевой структуры отношений и нравственно-этических (моральных) категорий,
повышение значимости «я-образа» (представления о себе с точки зрения других) приводит к появлению
переживаний несоответствия принятым нормам поведения в тех или иных социально-психологических
группах, будь это семья, группа сверстников или школьный коллектив. Здесь уже можно говорить о
развернутой структуре внутреннего конфликта, когда личная проблема «быть» переживается как
личностная проблема «быть собой среди других», с акцентом на «быть среди других», соответствовать
им, быть принятым, одобряемым, ценимым. Эта проблема преломляется страхом «быть не тем», о ком
хорошо говорят, понимают, любят и уважают. В свою очередь, это означает не только страх потерять
социальное одобрение, но и в более широком смысле — страх неудачи, поражения, крушения надежд, т.
е. страх делать «не то», быть «не тем», «никем» для других — «пустым местом», «ничем», в итоге не
представлять, не значить, не соответствовать, не состояться, не быть человеком. Так замыкается
мотивационный круг невротического внутреннего конфликта. Страх несостояться, не соответствовать,
быть «не тем» в той или иной степени встречается у детей (и первично у их родителей) со всеми
клиническими формами невроза. В наибольшей степени он выражен при неврастении.
Таким образом, невротический конфликт как личностно неразрешимая проблема «быть собой
среди других» преломляется в динамике проблемой «быть» (базальным уровнем беспокойства при
неврозе страха), проблемой «быть собой» (при неврозе навязчивых состояний), проблемой «быть собой
среди других» с акцентом на «быть собой» (при истерическом неврозе) или «быть среди других» (при
неврастении).
Проблема «быть» как проблема существования и как проблема «быть человеком» имеет своей
противоположностью проблему «не быть» как проблему единства «я», проявляемую страхом «не быть
вообще» — «быть ничем» (при неврозе страха), «не быть собой» — в виде страха изменения «я» (при
неврозе навязчивых состояний), страхом «быть никем» (при истерическом неврозе) и быть «не тем» (при
неврастении).
Дальнейшее развитие внутреннего конфликта проявляется проблемой согласования двух в своей
основе целостных аспектов существования — «быть собой» и «быть среди других». Проблема
согласования заостряется одновременно существующим, но противоположно направленным страхом
Hosted by uCoz