коллективной солидарности» /4/, Т. П. Симеон (1944) по снятию реактивно возникшей заторможенности
у детей предоставлением возможности для выхода их агрессивных тенденций в отношении объекта
страха; наши исследования (Захаров А. И., 1973) и опыт психотерапевтической кукольной драматизации
Ю. С. Шевченко (1976). Вне неврозов игровая терапия лучше всего разработана при заикании (Волкова
Г. А., 1976), шизофреническом аутизме (Спиваковская А. С., 1980) и эпилепсии (Харитонов Р. А.,
Хрипкова Л. М., 1976).
Значительно большее распространение получает в начале 30-х годов коллективная лечебно-
педагогическая работа с детьми и в первую очередь с больными логоневрозом. Занятия в группах
проводятся с целью преодоления эгоцентрических установок и вовлечения в коллективные формы
жизни. Коллективная психоортопедическая работа с больными логоневрозом рассматривается как
форма их социотерапии (Гиляровский В. А., 1932). На так называемых «психоортопедических
площадках» широко используются коллективная ритмика как средство регулирования эмоциональной
экспрессии и самоконтроля детей (Самойленко Н. С., 1929; Флоренская Ю. А., Ходорова 3. С., 1935),
приемы коллективного соревнования (Каганова Э. Д., 1933). Уделяется внимание вопросам
организации лечебных групп, в том числе с учетом разнородности темпераментов, характеров и
одаренности их участников (Аркин Е. А., 1968). Даются рекомендации по организации коллективного
взаимодействия детей с невропатией в детском саду (Дьякова Н. Н., 1929), где проводится
психогигиеническая и психопрофилактическая работа, в том числе по отношению к единственным
детям в семье, которые обнаруживают претензии на главенство. Постепенной сменой в коллективе
ролей от главных до равных корригируются эти и подобные недостатки характера (Осипова Е. А.,
Ижболдина О. Ф., 1934). В последнее время коррекция одностороннего воспитания детей в семье
осуществляется посредством специально организованных групповых игр в детском саду, помогающих
преодолеть трудности адаптации (Козлов В. П., 1978). При неврозах групповая психотерапия
проводится в стационарных (Драпкин Б. 3., 1973) и амбулаторных условиях (Захаров А. И., 1971).
Обширный опыт накоплен в области гипносуггестивных методов психотерапии. Внушение наяву
с педагогическими целями успешно использовали А. А. Токарский (1895), В. М. Бехтерев (1912), М. С.
Шварцман (1914), С. В. Кравков (1924), А. Г. Ковалев (1970), И. Е. Шварц (1971), В. Куликов (1978). А.
А. Токарский установил, что с помощью внушения может быть ослаблено влияние привычки, внесены
новые стремления и возбуждена энергия уже существующих. Он, как и другие авторы (Макаренко А. С.,
1950; Платонов К. И., 1962), решительно отвергает ослабление психической деятельности и воли в
процессе внушения. В. В. Ковалев (1979) отмечает относительно малую эффективность рациональной
психотерапии у детей дошкольного и младшего школьного возраста в связи с незрелостью абстрактного
и преобладанием наглядно-действенного и образного мышления. Поэтому основной принцип
психотерапевтического воздействия в детском возрасте заключается в широком использовании методов
внушения. У младших детей это прежде всего косвенное внушение, на что в свое время указывали и
другие авторы (Каценельсон Ф. Я., Горелик Е. И., 1958; Файнберг С. Г., 1973). При истерических
расстройствах с выпадением тех или иных функций традиционно допускается применение шокового
вида внушения (Гиляровский В. А., 1938: Сухарева Г. Е., 1959). Кроме этого, описывается оригинальная
методика внушения младшим детям в парадоксальной фазе естественного сна (Рожнов В. Е., Лившиц Л.
С., 1973). Предлагаются комбинированные методики внушения наяву и гипнотерапии (Пивоварова Г.
Н., 1962), внушения и электросна (Виш П. М., 1974).
Гипнотерапия показана при зафиксированных невротических реакциях истерического (Гелина Л.
И., 1954; Гуськов В., Мягков И. Ф., 1966) и обсессивного круга (Местиашвили М. Г., 1966),
астеноневротических нарушениях (Сухарева Г. Е., 1959; Дмитриева Н. В., 1968), логоневрозе (Драпкин
Б. 3., 1966), невротическом энурезе (Буторина Н. Е., 1968; Ласков Б. И., Креймер А. Я., 1975; Буянов М.
И., 1977), расстройствах сна (Гольбин А. Ц., 1979), патологических привычках и влечениях (Иванов Н.
В., 1958). Внушение в гипнозе оправданно при эмоциональной лабильности, инфантильных чертах
личности, невропатии, в то время как внушение наяву и различные виды косвенного внушения более
показаны при тревожно-мнительных чертах характера (Жуковская Н. С., 1973). Обращается внимание на
затруднения в использовании гипнотерапии при отсутствии осознания детьми своего заболевания,
страхе перед врачом и боязни заснуть (Драпкин Б. 3., 1966). Хуже поддаются гипнотерапии лица с
истерическими чертами характера. Гипнабельность и эффективность гипнотерапии ниже при
|