одаренных детей путем эстетического воспитания выявляется та позиция, в которой они чувствуют себя
уверенными. Лечебно-педагогические средства повышают возможности саморегулирования и
упражняют способность к задержкам. В. В. Ковалев и М. И. Буянов (1979) находят область
рациональной психотерапии у детей школьного возраста и подростков в значительной степени общей с
лечебной педагогикой. М. И. Буянов и В. 3. Драпкин (1977), определяя основные тенденции
современной психотерапии детей и подростков, страдающих неврозами, видят основную задачу
психотерапии в лечении с последующей личностной и социальной реабилитацией. Лечебная
педагогика, способствуя лечению, главной задачей ставит развитие и обучение больного ребенка и
подростка, воспитание в нем социальных, трудовых и этических установок. Б. 3. Драпкин и О. А.
Трифонов (1979) указывают, что лечебная педагогика при нервно-психических заболеваниях имеет и
свою отдельную сферу приложения и что, таким образом, неправомерно любое медико-педагогическое
воздействие обозначать как психотерапию. Это справедливое замечание основано на разностороннем
опыте лечебной педагогики в нашей стране (Грибоедов Л. С., 1926; Вешапели Н. Г., 1958; Певзнер М.
С., 1962; Пакшвер И. Г., 1971; Коган А. Г., 1977). Подчеркивается, что внимание педагога должно быть
направлено не на «воспитание торможения», а на воспитание сильных побуждающих жизненных
мотивов, которые неизбежно затормозят ненужную деятельность (Анохин П. К., 1958). Также считается,
что не борьба с эмоциями и искоренение их, а правильное использование и целесообразное
направление эмоциональной энергии ребенка являются одной из основных задач социального
воспитания (Аркин Е. А., 1968). Воспитание мотивов неотделимо от воспитания перспективных путей,
социально полезной цели (Макаренко А. С. 1950), утверждения в ребенке социоцентризма,
коллективных норм жизни (Иогихес М. И., 1929). При этом необходимо соблюдать соответствие между
силой воздействия и силой нервной системы ребенка и соизмерять требования к ребенку с его
возможностями (Красногорский Н. И., 1954; Кудрявцева В. П., 1958). Целесообразно использование на
первых этапах психотерапии таких традиционных приемов, как лечебно-охранительный режим,
предохранение, успокоение, отвлечение, переключение (Иогихес М. И., 1929; Симеон Т. П., 1958).
Метод охранительного торможения следует сочетать с методом тренировки нервных процессов
(Кудрявцева В. П., 1957).
В процессе психотерапии неврозов выделяются три стадии. На первой устанавливается контакт с
больным, на второй вскрывается сущность конфликта, на третьей больному дается установка,
помогающая разрешить конфликтную ситуацию. Если у детей 26 лет в игре выявляется конфликт и
намечаются пути его разрешения, то у детей 69 лет этой же цели служат рисунки. После 10 лет
целесообразно проведение планомерных бесед (Симеон Т. П. и др., 1935).
Применение разъясняющей психотерапии возможно у интеллектуально развитых детей в виде
рассказа врача о ситуации, близкой к той, которая травмировала ребенка. Тогда он может лучше оценить
свое поведение при условии уважения к его личности (Сухарева Г. Е., 1959). У подростков, больных
неврозами, показаны развернутые приемы рациональной психотерапии (Яковлева Е. К., Зачепицкий Р.
А., 1961). При характерологических нарушениях и психопатиях методы психотерапии применяются в
зависимости от типа акцентуации характера и увлечений подростка (Эйдемиллер Э. Г., 1973; Личко А.
Е., 1977; Скроцкий Ю. А., 1978). Существует мнение о том, что при эмоционально-лабильной
акцентуации необходимо индивидуальной психотерапией добиться эмоционального отреагирования и в
этот момент использовать директивный стиль ведения психотерапии и суггестию, после чего
целесообразно применение семейной психотерапии (Личко А. Е., 1979).
При фобиях используются приемы условно-рефлекторной психотерапии в виде постепенного
предъявления ребенку раздражителей от приятных до непосредственно связанных с аффектом страха
(Блей Е. А., 1940; Пивоварова Г. Н., Симеон Т. П., 1956; Файнберг С. Г., 1973; Захаров А. И., 1974).
Широкое распространение получает функциональная (поведенческая) тренировка в преодолении фобий
и ипохондрических переживаний (Буянов М. И., 1976).
Несмотря на большое число исследований психологии игры в 20 30-е годы и в настоящее
время (Леонтьев А. Н., 1972, Эльконин Д. Б., 1978), психотерапевтическое приложение игры отстает от
запросов практики. Можно назвать только единичные исследования: Е. А. Аркина в 30-е годы, который
утверждал, что «игра человека является могущественным фактором развития полноценной социальной
личности, служа ареной испытания и закала социальных чувств, социальной дисциплины и
|