ситуацией в семье. При отсутствии контакта с одним из них семейная психотерапия проводится двумя
специалистами, обычно врачом и психологом. Последующие совместные встречи с супругами
происходят раз в неделю в течение 23 мес. За это время улучшается взаимопонимание между ними и
их взаимоотношения поднимаются на более высокий уровень. Те же задачи ставятся при психотерапии
нарушенных семейных отношений методами групповой психотерапии. В группе участвуют несколько
супружеских пар, иногда со старшими детьми. Сюжеты для проигрывания и обсуждения ситуаций
выбираются из жизни пациентов или носят более обобщенный характер. Подчеркивается большое
профилактическое значение семейной психотерапии, так как нигде психиатр так близко не
соприкасается с жизненными проблемами, как в сфере семьи (Мягер В, К., Мишина Т. М., 1976).
Особый интерес представляют данные об эффективности психотерапии. Использование
клинико-психологических критериев оценки показывает эффективность патогенетически обоснованного
метода психотерапии неврозов, сближение в ее процессе представлений больного о «настоящем» и
«желаемом» «я» (Иовлев Б. В. и др., 1976), существенное повышение самооценки (Карвасарский Б. Д. и
др., 1977), относительную стойкость фрустрационных реакций (Винкшна И. А., 1976), неравномерную
динамику личностных изменений в процессе групповой психотерапии (Исурина Г. Л., 1979). При
оценке эффективности патогенетической психотерапии считается целесообразным использование
следующих критериев (Федоров А. П., 1976): 1) симптоматического улучшения; 2) степени осознания
психологических механизмов болезни; 3) степени реконструкции нарушенных отношений личности; 4)
улучшения социального функционирования больного. Установлена зависимость результатов
психотерапии от особенностей личности больного неврозом, степени его ресоциализации и
реадаптации (Мягер В. К., 1971). Наименьшее число рецидивов обнаружено у лиц, занятых любимым
делом и удовлетворенных в профессиональном плане, т. е. у лиц социально компенсированных (Мягер
В. К., 1976).
Групповые и семейные формы психотерапии адекватны методам реабилитации
(ресоциализации) больных (Кабанов М. М., Карвасарский Б. Д., 1978). В широком смысле слова под
реабилитацией понимается разносторонний процесс воздействия на больного и его микросреду, в
котором одним из важнейших принципов является «партнерство» врача и больного в достижении
общей цели восстановления личного и социального статуса пациента (Кабанов М. М., 1976).
Клиническая психотерапия неврозов у детей, несмотря на ряд общих положений с психотерапией
у взрослых, имеет свои особенности и представляет собой самостоятельную научную дисциплину
(Буянов М. И., 1971; Ковалев В. В., 1972). Ребенок нередко не осознает причин своего болезненного
состояния, поэтому в психотерапии детей большее внимание, чем у взрослых, уделяется приемам
отвлечения и переключения (Симеон Т. П., 1958).
Начиная со старшего дошкольного возраста задача психотерапии состоит в формировании у
больного неврозом осознанного отношения к своим болезненным проявлениям, привлечении его к
борьбе со своими недостатками и перевоспитании его личности (Сухарева Г. Е., Лапидес М. И., 1959). В
процессе психотерапевтической и воспитательной работы дети начинают понимать, осмысливать связи
и значение того, что определяет их поведение. Главным является образование на этой основе регуляции
потребностей, которая на высоком уровне связана с самовоспитанием (Мясищев В. Н., 1960). Конечная
цель длительного процесса перевоспитания заключается в постановке ребенка над неприятной
ситуацией, т. е. в привитии ему навыков лучшего приспособления к действительности, умения
преодолевать психотравмирующую ситуацию (Озерецкий Н. И., 1934). Терапевтический прогноз
зависит от развития общественного сознания у больного неврозом чем больше он связан с
коллективом, тем легче перевоспитание его личности (Сухарева Г. Е., 1959).
Целенаправленное воздействие на личность больного неврозом с воспитательными целями
обозначается как лечебно-педагогическое и составляет неотъемлемую часть общего
психотерапевтического воздействия. В. Н. Мясищев (1960) в этой связи отмечает, что борьба с
неврозами это пограничная между педагогикой и медициной область, а психотерапия является
столько же методом лечения, сколько и перевоспитания личности. Данный подход представлен ранее Г.
Е. Сухаревой (1924), которая в своем опыте психотерапии считает существенным поднять у ребенка
чувство уверенности в своих силах. С этой целью используется метод ответственных поручений,
начиная с легких и переходя к серьезным. Врач опирается на более развитые функции. У художественно
|