педагогические рекомендации родителям больного ребенка (Тома Ф., 1911). В 50-х годах возобновляется
интерес к гипнотерапии у детей. Подчеркиваются ее безвредность и эффективность не только при
эмоциональных, но и некоторых органических нарушениях (Вельдеши Ф. А., 1964, 1965).
Лежащее в основе рациональной психотерапии у взрослых искусство убеждения подразумевает
доказательство путем логических умозаключений ошибочности суждений больного и предписывание
ему соответствующего образа действий (Дюбуа, 1912). То же относится к детской практике и к работе с
родителями, обычно в виде медико-педагогического воздействия (Финн-Скотт М., 1930). В
последующем рациональная психотерапия претерпела ряд изменений, преимущественно за счет
включения в нее элементов дискуссии, т. е. развития двустороннего контакта между врачом и больным.
Создатель школы индивидуальной психологии A. Adler (1928, 1930) внес значительный вклад в
развитие рациональной психотерапии неврозов и характерологических нарушений у детей. По его
мнению, мотивация поведения, основанная на чувстве неполноценности, является центром
невротической личности. Невротический характер имеет своей целью безграничную компенсацию
пониженного чувства личности, прежде всего в плане половой идентичности, которая выражается,
особенно у мальчиков, протестными реакциями, негативным поведением и упрямством. В то же время
ребенок своей слабостью и зависимостью пытается направить заботу окружающих на себя. Обе линии
поведения гарантируют компенсацию пониженного чувства личности и позволяют избавиться от
требований жизни. В этом заключаются фиктивная, предопределяющая цель невротика, его жизненная
позиция. Невроз, таким образом, расценивается не только как болезнь, но и как своеобразная «уловка»,
«доминирующая фикция». Несмотря на всю ценность данных выводов, в них нельзя не усмотреть
одностороннего преломления проблемы неврозов.
В системе психотерапии A. Adler уделяет особое внимание коррекции изнеженности в характере
детей, которая, как и чувство физической неполноценности, считается отправной точкой для
болезненного развития личности. Перестраивая отношения (позицию) детей с неврозами в
относительно небольшой по сравнению с психоанализом отрезок времени, A. Adler апеллирует к
сознанию, чувству собственного достоинства, доступно объясняет причинную связь между
характерологическими и невротическими проявлениями, использует цель и перспективу как основу для
изменения индивидуалистической позиции, широко привлекает в качестве средства развития
соответствующих черт характера интерес детей к «мужественным» профессиям. Заслуживают внимания
целенаправленные дискуссии с родителями с целью изменения их отношений и организация
совместных дискуссий родителей и учителей.
Историческую роль в диагностике и психотерапии неврозов сыграло психоаналитическое учение
S. Freud. Считая психические процессы бессознательными, а сознательный процессы только как
отдельные проявления душевной жизни, он приписывал сексуальным влечениям предопределяющую
роль как причине нервных и душевных заболеваний. По его мнению, патогенез неврозов заключается в
вытеснении из сознания в сферу бессознательного аффективно окрашенных сексуальных переживаний
первых лет детства, представленных «Эдиповым комплексом» и внутренним конфликтом между
инстинктивными и социальными требованиями.
В дальнейшем S. Freud не раз уточняет, что «человек заболевает из-за конфликта между
требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением, которое возникает внутри человека против
этого» /6/.
За внешними проявлениями болезни S. Freud находит бессознательные движущие силы и в связи
с этим расценивает симптомы невроза как бессознательное выражение того, что раньше было целью.
Поэтому он допускает, что в интерпретации полученных данных не нужно искать той очевидности,
которую ищет клинический психиатр, так как факты следует рассматривать как символы ранее
пережитого, прежде всего в плане сексуального развития и «Эдипова комплекса». Объясняя симптомы
как косвенное выражение бессознательных и несовместимых потребностей, S. Freud считает задачей
психоанализа раскрытие в «бессмысленных» идеях и «беспочвенных» действиях настоящего той
прошлой ситуации, в которой эти идеи были оправданны и действия служили цели. Для этого аналитик
не стремится вводить ничего нового, а лишь отнимает, устраняет то, что затемняет основной смысл
болезни. Он бесстрастный наблюдатель, намеренно отдаленный от больного, своего рода экран для
выражения его чувств в виде свободных ассоциаций. В процессе длительного лечения и нередко
|