ежедневных встреч пациент непроизвольно переносит на аналитика свои инфантильно-невротические
схемы семейных отношений, т. е. дружеские, враждебные или амбивалентные чувства, которые он
прежде проявлял к родителям или другим лицам, игравшим важную роль в его жизни. Значение
переноса (трансфера) заключается в том, что он проявляет отношение к тому человеку, с которым
подсознательно отождествляется аналитик. В результате проекций отношений по типу «ребенок
родитель» возникает трансферный невроз, в котором первоначальные патогенетические конфликты
прошлых семейных отношений дублируются, но с меньшей степенью интенсивности. Так как аналитик
в противовес этим чувствам остается эмоционально невключенным и бесстрастным наблюдателем, то у
пациента нарастает аффективная напряженность, появляются неприязнь к аналитику и сопротивление
продолжению лечения. Эти чувства объективно изучаются вместе с пациентом, и ему объясняется, как
из прежних переживаний вырастают его чувства в настоящем. Таким образом, в процессе психоанализа
пациент переносит образы своей семьи на аналитика, главной функцией которого является
предоставление условий для развития трансферного невроза и его последующая интерпретация с
должной оценкой сопротивления. Одновременно аналитик старается проникнуть в защитные
механизмы пациента, с тем чтобы заставить его осознать собственную тревогу и скрытые конфликты,
ибо только в таком случае можно будет обращаться с ними рационально. Это медленный процесс, так
как слишком быстрое осознание может быть излишне травмирующим для пациента и привести к
усилению, а не к ослаблению его тревоги.
В психоанализе отсутствуют руководство больным, его воспитание, активное изменение
отношений. Считается, что психосинтез у больного, если для этого созданы необходимые условия в
виде «разложения» симптомов и устранения сопротивлений, происходит без вмешательства аналитика,
автоматически и неизбежно. Если осознание вытесненного цель психоанализа, то его вершина
разрешение «Эдипова комплекса», которое означает высшую интеграцию личности, преобладание «я»
над «оно». Исцеление через осознание или раскрепощение вытесненных влечений составляет сущность
механизма катарсиса (очищения).
Главными понятиями в психоанализе как лечебном методе являются свободные ассоциации,
трансфер и сопротивление. Следует провести различие между теоретическими концепциями
психоанализа, т. е. интерпретацией получаемых данных, и практическими приемами обследования и
лечения. Если интерпретация данных и исходные положения психоанализа многими исследователями
считаются тенденциозными и часто не отвечающими критериям клинической реальности, то методы
диагностики, как и вдумчивый, не терпящий спешки, серьезный подход к переживаниям невротика и
принятие во внимание его отношений к врачу, оставили глубокий след в дальнейшем развитии
зарубежной психотерапии.
Психоанализ наиболее уязвим, когда он выходит за пределы психиатрии, и это часто дает
основания для его справедливой критики. Если же обратиться только к клинике неврозов, то окажется,
что действительно бессознательная патологическая мотивация может во многом предопределять
поведение больных с неврозом, хотя бы по типу создания непроизвольных защитных установок.
Верным будет и то, что больной с неврозом в отличие от здорового человека нередко живет в своем
субъективном, иррационально-аффективном мире, который для него нередко более значим, чем мир
реальный. Однако эти вариации в психоанализе превращаются в догму, что мешает врачу изменить свой
взгляд на больного в процессе его лечения.
В наших наблюдениях явления, напоминающие перенос, встречаются не так часто, видимо, из-за
иной, чем в психоанализе, стратегии психотерапии. Большей частью они имеют место в неполных или
конфликтных семьях, когда врач непроизвольно восполняет неудовлетворенную потребность в общении
с тем или иным членом семьи. Более частый перенос в подростковом и юношеском возрасте, в первую
очередь при истерическом неврозе, объясняется потребностью реализовать в отношениях с врачом
признание со стороны семьи и сверстников.
Является ли ортодоксальный психоанализ директивным методом психотерапии? Этот вопрос
мог бы вызвать недоумение, но, на наш взгляд, в классических формах гипносуггестивной терапии,
рациональной психотерапии и психоанализе есть общее, какими бы они ни были противоположными
внешне. Это общее состоит в зримом, как при суггестивной и рациональной психотерапии, и незримом,
как при психоанализе, предписании пациенту определенного, заранее сформированного образа
|