Navigation bar
  Print document Start Previous page
 200 of 282 
Next page End  

мышления. Такое предписание нередко носит директивный характер и представляет собой в той или
иной мере слепок мышления врача. Кроме «обязывания» думать и поступать определенным образом (в
психоанализе это достигается раз и навсегда заданной интерпретацией полученных данных), отношения
при всех трех тактиках психотерапии строятся по типу односторонней связи «врач—пациент». Общим с
рациональной психотерапией в психоанализе является внушающий эффект осознания, к которому прямо
или исподволь готовится пациент и которое ожидается как нечто способное «открыть глаза» и изменить
его личность. Но если в рациональной психотерапии идет активная перестройка отношений под
руководством врача, то в психоанализе пациент это должен сделать сам под наблюдением врача.
S. Freud, будучи тонким наблюдателем, подметил многие особенности детского развития,
которые до него не были известны или игнорировались. К ним можно отнести и детскую сексуальность.
Но трактовка ее в виде «Эдипова комплекса» как единственного источника невроза требует пояснений.
Действительно, дети в возрасте 4—6 лет могут испытывать нечто, напоминающее сексуальное
влечение, но оно специально не направлено на родителя другого пола, а может проявляться в виде
специфических ощущений при ласке со стороны взрослых и играх со сверстниками. Следует добавить,
что сексуальное развитие у детей, заболевающих неврозами, несколько заторможено. Для этого есть
много причин, в том числе «бесполое» воспитание со стороны родителей и репрессивные меры в
отношении любых, естественных для детей, проявлений сексуального интереса. Редко наблюдается в
наших случаях и мастурбация у детей дошкольного возраста (6%). Заторможенность сексуального
развития является одним из выражений нерезких нарушений развития схемы тела у детей с неврозами,
когда они хуже, чем их здоровые сверстники, чувствуют свое тело и координируют свои действия. Тому
есть причины и среди них — чрезмерная интеллектуальная стимуляция, ограничения физической
активности, общая, нервная и соматическая ослабленность.
Как известно, структура «Эдипова комплекса» включает либидонозную привязанность детей в
возрасте 5 лет к родителю другого пола, вызванную этим конкуренцию или враждебность к родителю
того же пола и, как следствие, вытеснение инцестуозных переживаний в сны, чувство вины и
беспокойства.
В 1978 г. мы провели обширное исследование (961 пациент 3—16 лет без нервно-психических
отклонений) по изучению возрастных и половых особенностей идентификации детей с родителями.
Выяснилось, что пик идентификации, как отождествления себя с родителем того же пола, у мальчиков и
девочек наблюдается именно в возрасте 5—6 лет. К этому возрасту создаются необходимые
эмоциональные и когнитивные предпосылки для идентификации в виде развития способности к
эмпатии и принятию роли, а также развивается потребность в соответствующем по полу поведению в
общении со сверстниками, эталоном которого является родитель того же пола. Идентификация с ним
сопряжена с эмоционально теплыми отношениями, особенно у девочек. Изложенное позволяет сделать
вывод, что дети в изучаемом возрасте, представляя себя на месте родителя того же пола и отождествляя
себя с ним, испытывают при этом и потребность в подражании его отношению к родителю другого
пола, т. е. мальчики, так же как и отец, хотят быть «женатыми» на своей матери, а девочки быть
«замужем» за отцом. Следовательно, родитель того же пола является не объектом враждебности, а
объектом подражания и авторитета. Мы видим, что S. Freud расширил сферу сексуального, по существу
заменив им эмоциональную и когнитивную сферу развития личности, в то время как все они выступают
в единстве и знаменуют определенную зрелость генетического и социально-детерминированного
личностного развития к 5—6 годам.
S. Freud специально не занимался психоанализом детей. Классический психоанализ у детей в
20—30-е годы представлен исследованиями Н. Huq-Helmuth, M. Klein и A. Freud. Если М. Klein проводит
анализ без вмешательства и руководства, то Н. Huq-Helmuth и A. Freud осуществляют, при
необходимости, активное руководство больным, изменение его отношений и перевоспитание.
Н. Huq-Helmuth видит задачу воспитания «в умении найти должную меру в поощрении развития
одних влечений и в торможении других» /7/. Подчеркивая уважение к естественному ходу развития
ребенка и патогенное значение неразрешимого внутреннего конфликта, она впервые практикует медико-
педагогические консультации по проблемам воспитания, целью которых является смягчение
напряженных отношений между родителем и ребенком. Сама техника психоанализа остается без
изменений, вплоть до использования кушетки во время сеанса.
Hosted by uCoz