Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 282 
Next page End  

A. Freud выводит все конфликты детства из процесса «созревания». Проявления невротической
заторможенности она устраняет эмоциональным контактом с детьми и интерпретацией их поведения в
игре, для чего они побуждаются во всем давать отчет. Авторитет аналитика признается выше авторитета
родителей и считается, что он должен направлять ребенка. Последнее осуществимо, когда у ребенка есть
ясное осознание своего «дефекта» и желание от него избавиться. Для анализа используются также
детские рисунки (Freud A., 1971).
М. Klein в 30-х годах связывала происхождение неврозов с депрессивными реакциями при
взаимодействии с матерью на первом году жизни, мастурбационными фантазиями и страхом.
Последний выводится из мастурбационных фантазий, страха кастрации и «Эдипова комплекса».
Подразумевается развитие в процессе анализа детей аналогичного взрослым трансферного невроза, но
метод свободных ассоциаций заменяется спонтанной деятельностью детей в игре с игрушками,
воспроизводящими реальный мир. Сама же игра толкуется психоаналитически, и ребенку буквально
объясняется сексуальная символика того или иного игрового действия. Метод символической
интерпретации игровой деятельности М. Klein в дальнейшем обозначается как игровая терапия (play
therapy).
A. Freud и М. Klein в 20—30-х годах, G. Pearson (1949) и I. Kessler (1966) для лучшего понимания
конфликтов ребенка наблюдают за игрой, чтобы после нее дать интерпретацию. В отличие от этого D.
Levy (1939) наблюдение за игрой использует как предварительное условие для ее планирования и
участия в ней. У всех этих исследователей игра определенным образом интерпретируется и
организуется, поэтому данное направление игровой терапии получает название директивного.
Последующее развитие психоанализа идет по пути сокращения его продолжительности (уже у М.
Klein длительность анализа составляла не несколько лет, а 8—10 мес. при 4—5 посещениях в неделю) и
обеспечения направленного психоаналитического руководства процессом воспитания. В 1939 г. на IX
конгрессе психоаналитиков стран французского языка формулируется понятие семейного невроза.
Невроз ребенка рассматривается как продукт и выявляющий фактор семейных аномалий. Отмечается
необходимость анализа детей совместно с родителями, прежде всего с матерью. Тем самым психоанализ
стал выходить за рамки только индивидуальной работы с ребенком, когда родители рассматривались
лишь в качестве отражений на экране его ассоциации (Duche I., 1967). В настоящее время психоанализ
уже не рассматривается как истина в последней инстанции, но при ограничении его экспансивности и
сохранении за ним его собственного поля в ряде случаев считается полезным. Один из наиболее видных
представителей современного психоанализа Е. Erikson (1968), соглашаясь с классическими положениями
психоанализа о достижении большей подвижности «оно», терпимости «сверх-я» и способности «я» к
синтезу, добавляет, что анализ «я» должен происходить в связи с историческими изменениями,
доминировавшими в период детства и отроческих кризисов, и социальным приспособлением в зрелый
период.
Психоаналитические и непсихоаналитические методы лечения неврозов, использующие ряд
общих принципов, объединяются под названием психодинамической терапии. Она направлена на
устранение скорее причин невроза, чем его симптомов. В психодинамическом подходе главными
детерминантами невротического поведения служат внутрипсихические процессы и подсознательные
мотивы, а основными понятиями являются тревога и защита. Проблема, как мы уже видели, не в том,
что они есть, а в том, как интерпретируются механизмы их происхождения. Такие известные
зарубежные психиатры непсихоаналитического направления, как К. Ноrnеу (1950) и Н. Sullivan (1953),
видят в тревоге общую динамическую основу неврозов и выводят ее из опыта ранних межличностных
отношений. Считается, что психоневротические личностные нарушения вырастают из попыток
справиться со специфическими внутренними психологическими проблемами, одолеть которые без
напряжения или повреждения психологических механизмов индивид не может. Симптомы этих
нарушений состоят либо в непосредственных ощущениях и выражениях тревоги, либо в автоматических
попытках контролировать ее посредством таких механизмов защиты, как конверсия, диссоциация,
вытеснение, формирование фобии или навязчивых мыслей и действий. Невроз, по К. Ноrnеу, возникает
тогда, когда рушится или блокируется «внутренним давлением» потенция развития.
Осознание значения эмоций, влечений и других иррациональных компонентов психики в
происхождении невроза является целью психодинамической терапии в любых ее вариантах. Поэтому
Hosted by uCoz