она определяется преимущественно как инсайтный (интуитивный) вид терапии. Но если психоанализ
при этом направлен главным образом на реконструкцию прошлого пациента, то в
непсихоаналитическом психодинамическом подходе больше внимания уделяется актуальным
динамическим процессам. По К. Ноrnеу, цель лечения помочь больному неврозом осознать свое
реальное «я» и развить возможности его психического роста.
В психобиологии (Мауеr А., 1934) личность рассматривается как целостное образование в
контексте своего исторического формирования, а психические расстройства изучаются как
динамические дезадаптивные реакции индивида на напряжение стресс и конфликт. В
непринужденной беседе главное внимание уделяется не отысканию подсознательных мотивов и
механизмов невротического поведения, а фактическим ситуациям и обстоятельствам. Трансферу не
придается значения, и психиатр стремится не к тому, чтобы пациент вновь пережил свои ранние
переживания, а к тому, чтобы он понял их сегодняшнее значение. Обсуждение с психотерапевтом имеет
целью помочь больному проследить происхождение своих расстройств. Подобный биографический
анализ также включает изучение соматических факторов и панораму психосексуального развития
пациента. Дискутируются только те факты, которые понятны пациенту или занимали видное место в его
жизненных переживаниях. После того как различные переживания, ситуации и симптомы
проанализированы и продискутированы, пациента просят переформулировать их в динамическую
автобиографию с дачей мотиваций, чтобы он по возможности мог понять их смысл и эволюцию.
Взгляды А. Мауеr не были столь широко распространены в эру господства психоанализа, но как
выражение наиболее удаленной от психоанализа ветви психодинамической терапии они сыграли свою
роль, и, на наш взгляд, отразились на развитии системного подхода в зарубежной психотерапии.
(Masserman I., 1969).
Психотерапевтический подход, исходящий из опыта пациента и ставящий его в центр
взаимодействия с врачом, получает свое развитие в виде психотерапии отношений или «клиент-
центрированной» (client-centered) психотерапии С. Rogers (1965). В ней бессознательное и сознательное
рассматриваются как единство в понятиях опыта и перцепции. Невротические расстройства
объясняются как следствие нереализованных жизненно важных потребностей, психогенной блокировки
(«закупорки») опыта и потери его конгруэнтности с «я». С. Rogers не так озабочен прошлым пациента,
как психоаналитик, и не привлекает перенос и интерпретацию в качестве действующих факторов
психотерапии. Основное внимание уделяется не столько связи между тревогой и защитой, сколько
пониженному у невротика представлению о самом себе и чувству самоуважения. Отношения между
врачом и пациентом (клиентом, по С. Rogers) строятся по принципу эгалитарности, т. е. на уровне
«человекчеловек», а не «врачпациент», как в психоаналитическом подходе. Большее значение имеет
не то, что врач говорит, а то, что он есть: личность терапевта это его главное орудие (Rogers С., 1965).
Психотерапевт не ведет за собой, а сопровождает, участвуя в непосредственном опыте пациента,
создавая условия для ощущения им чувства безопасности; он не думает за пациента, а думает, оценивает
вместе с ним; не дает советов и инструкций, а эмпатически представляя себя на месте пациента,
ненавязчиво способствует особой манерой беседы развитию тенденции к актуализации потенциала его
организма. Отсутствие вмешательства в естественное развитие объясняет употребление
противоположного анализу понятия «катализ» облегчения, ускорения процесса самоактуализации.
Все это не исключает общего направления положительной эволюции пациента, которому создаются
условия для спокойного, целенаправленного монолога пациент говорит и рассуждает как бы с самим
собой, врач только вставляет слова, говорящие о его заинтересованности и удерживающие беседу в
русле существенных вопросов. Тем самым пациент побуждается к правильной формулировке своих
проблем и часто сам находит выход из ситуации, конструируя правильный мотив. Собственный,
достаточно убедительный и конкретный мотив становится лучшим стимулом для деятельности, ведущей
к психическому равновесию. В процессе психотерапии наблюдаются следующие изменения личности
пациента: «1) пациент эволюционирует к состоянию более полного внутреннего согласия (гармонии),
он более открыт своему опыту и менее защищен; 2) его восприятие более реалистично, более
дифференцированно и более объективно; 3) он становится все более способным разрешать свои
проблемы; 4) его психическое функционирование улучшается и развивается в оптимальном смысле; 5)
уменьшается ранимость вследствие увеличения согласия между «я» и опытом; 6) возрастает
|