положительное рассмотрение себя, и субъект все более воспринимает себя как центр оценки» /8/. В
результате главным образом уменьшения тревожности и повышения внутреннего согласия пациент
может идентифицировать, испытывать и принимать собственными средствами психогенные аспекты
своего болезненного состояния. По мере того как у него развивается способность уважать себя, он
становится все более способным уважать и ценить других людей.
Психотерапевтический подход С. Rogers нашел некоторое распространение в практике
зарубежной педагогической работы, когда ученики и учителя в игре меняются ролями и группа
действует в этих условиях какое-то время. Следует отметить, что теоретические предпосылки
психотерапии С. Rogers более разработаны, чем практическая часть. Ряд положений этого
психотерапевтического подхода можно обнаружить в сократовском устном диалогическом методе
преподавания, рассчитанном на «внутренний голос» обучаемого. Искусство беседы, по Сократу, требует
исходить из того, что уже известно собеседнику, а не подавлять его эрудицией и непонятными
истинами. Сократ полагал, что слушатели могут с его помощью открыть в себе много прекрасного и
разумного, правда, если в них это уже заложено (Нерсенянц В. С., 1977).
Психотерапия отношений С. Rogers получила свое развитие в направлении недирективной
игровой терапии, когда психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей и не интерпретирует
ее, как в вышерассмотренном директивном направлении, а создает самой игрой атмосферу тепла,
безопасности и безусловного принятия чувств и мыслей пациента (Alien E., 1942; Axline V., 1947;
Moustakas С., 1970). В данном виде игровая терапия считается показанной в первую очередь для детей с
длительными невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои
чувства (Alien F., 1942). Игровая терапия должна помочь ребенку увидеть, осознать самого себя, свои
достоинства и недостатки, трудности и успехи. Этому способствуют сформулированные V. Axline (1947)
принципы, по которым строится поведение психотерапевта: 1) принятие ребенка, достигаемое
дружеской, теплой, неподавляющей манерой общения, врач не проявляет нетерпения, недовольства или
несогласия, воздерживается от похвалы и одобрения, которые ограничивают свободу ребенка; 2)
установление дозволенности в игре, безопасности в отношениях, что позволяет ребенку выразить свои
чувства и переживания; 3) предоставление ему возможности самостоятельно выбирать линию
поведения, врач чаще всего находится вне игры и лишь иногда может руководить ею по просьбе
ребенка; 4) отказ от форсирования терапии, приводящего к потере контакта; 5) отражение чувств врач
отказывается от интерпретации высказываний и действий ребенка, пользуясь в игре его же символами.
Психотерапевт зеркало, в котором ребенок видит самого себя.
При таком построении терапевтических ситуаций дети получают возможность разыграть и тем
самым отреагировать свои напряжения, фрустрации, агрессивность и страхи. Проигрывая эти чувства,
они переводят их вовне, открывают их. Сталкиваясь с ними лицом к лицу, дети обучаются
контролировать свои чувства и поведение в целом. По словам V. Axline в результате игровой терапии
дети получают возможность двигаться вперед, становятся более независимыми и зрелыми.
Предоставляя ребенку максимальную самостоятельность в игре, V. Axline выделяет лишь три типа
ограничений: неизменную продолжительность сеанса, запрет на повреждение игрового материала и на
использование врача в качестве объекта агрессии. С. Moustakas (1970), активно работавший с детьми в
50-е годы, считает самым важным аспектом терапевтических отношений установление подобных
ограничений, которые связывают психотерапию с реальностью и напоминают ребенку об его
ответственности перед собой и психотерапевтом. Развитие позитивных отношений в игре становится
возможным только тогда, когда взрослый отвечает на чувства ребенка и искренне верит в него. Тогда
ребенок движется к выражению ясных положительных или отрицательных отношений, которые дают
ему возможность чувствовать себя достойным и развивать свои реальные способности. Поскольку
эмоциональные проблемы и симптомы ребенка являются отражениями его отношений, то по мере их
изменения исчезают проблемы и симптомы. В своей работе с родителями С. Moustakas все решения
оставляет за ними. Полученный материал комментируется осторожно, в рамках чувств и мыслей
родителя. Цель семейной консультации помочь матери и отцу жить с ребенком «лицом к лицу», но
без плана, как изучать и анализировать его состояние. Не используются обучение, активная перестройка
отношений, и подобная тактика не всегда может привести к ощутимым психотерапевтическим
результатам. По нашим наблюдениям, недирективная игровая терапия может быть полезна в качестве
|