начального, но не основного этапа психотерапевтического процесса у детей.
Заметный вклад в терапевтическое использование игры внес Е. Erikson (1964), который считает
спонтанную игру способом разрешения жизненных трудностей посредством создания модельных
ситуаций и овладения реальностью через эксперимент и планирование. Поэтому игра выглядит как
самая естественная самоизлечивающая мера, на которую способно детство.
В 3040-е годы развитие социальной психологии и идеи J. Моrеnо ускорили развитие
групповой психотерапии. S. Slavson основоположник групповой психотерапии у детей позволяет
выразить в группе внутренние конфликты и агрессивные тенденции. Групповой катарсис открывает
дорогу более дружественным отношениям, снимает беспокойство, чувство вины и страха. У подростков
дополнительно применяется обсуждение их проблем. Тактика врача ситуативна и варьирует в
зависимости от групповой динамики. Исключительное внимание уделяется подбору участников
психотерапии. Группы в зависимости от цели делятся на закрытые (одновременные начало и конец
лечения) и открытые (постепенная замена участников). В итоге групповой психотерапии развивается
способность принятия себя и других, расширяются жизненные интересы, повышается выносливость к
неудачам и жизненным трудностям, формируются зрелость личности и «групповая мораль» (Slavson S.,
1943).
Н. Ginott (1961) применяет групповую психотерапию к характерологически тормозимым детям.
Указывая, что в группе практически невозможно избежать страха, Н. Ginott, как и S. Slavson,
воспроизводит в процессе спонтанных и направляемых игр ситуации, вызывающие страх, и помогает
его игровому и вербальному выражению. В настоящее время групповая психотерапия получила
распространение и в обычных школах в рамках программы по оказанию помощи детям с
эмоциональными нарушениями (Anderson N., Marrone R., 1977). Положительные результаты групповой
психотерапии, по данным разных авторов, наблюдаются лишь в 1/3 случаев (Abramowitz С., 1976), что
связано, на наш взгляд, с недостаточно критическим использованием показаний для групповой
психотерапии, применением малопродуктивных групповых психоаналитических техник без развития
процесса групповой динамики.
Психотерапевтическая концепция психодрамы J. Moreno, созданная в 40-х годах, основана на
социально-психологических закономерностях общения, что в наибольшей мере отвечает требованиям
реальной жизни. В основе лечебного действия психодрамы лежит катарсис то душевное «очищение»
и облегчение, о котором писал Аристотель, разъясняя механизм действия античной трагедии на зрителя.
Источником катарсиса, по J. Моrеnо, является спонтанность, под которой он понимает способность к
адекватной реакции на внезапно возникшие обстоятельства. Эта способность у невротика ослаблена. У
него также нарушено равновесие между миром реальности и миром воображения. Психодрама,
объединяя реальную действительность и воображение, устраняет этот разрыв. Задача психодрамы
заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься участниками
группы как естественное выражение «я», что позволит снять многие из их перенапряжений. Главный
герой психодрамы протагонист изображает себя в различных проблемных ситуациях.
Вспомогательные персонажи, которые он назначает из числа присутствующих, отражают и изменяют
характер его взаимодействия. Подобную роль при необходимости выполняет и руководитель игры. По J.
Моrеnо, использование в ролевом действии вспомогательного «я» отличает психодраму от групповой
психотерапии.
Психодраматический сеанс включает три стадии: психологической разминки, действия и
последующей дискуссии. Разминка это интервью и анализ предстоящих игровых ситуаций, которые
должны быть актуальными и интересными для участников игры, по не чрезмерно травмирующими.
Напряжения, возникающие в психодраме, уменьшаются при помощи вымышленных ситуаций,
изменения ролей и повторения игровой темы. Умение «войти» в нужную роль рассматривается в
психодраме как средство снятия избытка психического напряжения. При этом воздействие аудитории
группы и присутствующих на сеансе лиц существенно в системе научения адаптированному
поведению. В результате психодрамы происходят эмоциональное отреагирование, осознание и
разрешение проблем у ее участников с одновременным улучшением их психического состояния (Moreno
J., 1946).
В развернутом виде классическая психодрама применяется в основном у подростков (Lebovici S.,
|