родитель того же пола приобретает значение эталона модели для формирования идентичных полу
навыков поведения при достаточно выраженном чувстве любви к родителю другого пола. С целью
уточнения этих положений проведен опрос 960 здоровых в нервно-психическом отношении детей и
подростков 316 лет из полных семей /1/. Задавался вопрос о том, кем бы стал опрашиваемый в
воображаемой игре «Семья»: мамой, папой или собой (порядок этих слов все время менялся для
устранения суггестивного влияния). У мальчиков 58 лет и девочек 39 лет преобладает выбор
родителя того же пола, максимально представленный в старшем дошкольном возрасте. Отождествление
с мужской или женской ролью, воплощенной в лице родителя того же пола, дает возможность более
уверенно чувствовать себя среди сверстников того же пола, быть принятым ими. Полоролевая
идентификация в большей степени выражена у девочек, у которых она имеет и больший возрастной
диапазон своего выражения, чем у мальчиков. Как у мальчиков, так и у девочек имеется корреляция
между идентификацией с ролью родителя того же пола, его авторитетом в семье, предпочтением его
профессии и отсутствием страха перед ним (последнее только у девочек). Таким образом, факторы
авторитета, компетентности и безопасности необходимые условия полоролевой идентификации с
родителями.
Выбор роли родителя другого пола, несмотря на наличие привязанности (т. е. действие
эмоционального фактора), незначителен. Выбор себя в игре «Семья» начинает преобладать у мальчиков
с 10 лет, а у девочек с 9 лет, являясь показателем роста самосознания личности. В 9 лет у мальчиков и
8 лет у девочек наблюдается перекрест между уменьшающимся выбором родителя того же пола и
возрастающим выбором себя. С учетом доминирующих ответов можно считать старший дошкольный
возраст адекватным для выбора роли родителя того же пола, подростковый выбора себя, а младший
школьный смешанным (переходным) для обоих выборов.
При неврозах выборы в воображаемой игре «Семья» рассматривались у 335 детей из полных
семей в возрасте 315 лет. Как и в норме, дети старшего дошкольного возраста чаще всего выбирают
роль родителя идентичного с ним пола, особенно в 6 лет. Вместе с тем мальчики при неврозах чаще, чем
в норме, выбирают роль матери, что заметно до 9 лет, и раньше начинают быть собой в игре «Семья» (с
8 лет, в норме с 10 лет). Подобные тенденции указывают как на большую зависимость мальчиков с
неврозами от матерей (феномен невротической привязанности), так и на развитие компенсаторного
стремления к независимости (автономии) мнений и оценок. Говорит это также о недостаточной роли
отца в жизни семьи.
При наличии конфликта между родителями девочки достоверно чаще, чем при его отсутствии,
становятся собой в игре «Семья», отказываясь таким образом от выбора роли матери. У мальчиков
конфликт родителей не сказывается на характере их выборов, т. е. девочки более чувствительны к
отношениям в семье.
В старшем дошкольном возрасте мальчики с неврозами находятся в более сложной семейной
ситуации, чем девочки. Вызвано это недостаточной ролью отца в семье и уходом в случае развода.
Последствия этого будут рассмотрены в разделах «Страхи» и «Неполная семья». Пока же отметим, что
мальчики, лишенные общения с отцом, обнаруживают большее количество страхов, неуверенность в
себе и трудности в общении со сверстниками. Подобные отклонения в немалой степени обусловлены и
компенсаторно-замещающим, односторонним влиянием матери, нередко уже больной неврозом.
Последнее, на чем мы остановимся в данном разделе, это психологическая структура
семейных отношений, известная под названием «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры»
у девочек. По мнению 3. Фрейда, «самый глубокий и постоянный мотив отчуждения, особенно между
лицами одного пола, проявляется уже в раннем детском возрасте. Я имею в виду любовную
конкуренцию явно подчеркнутого полового характера. Сын еще маленьким ребенком проявляет особую
нежность к матери, которую считает своей собственностью, и видит в отце конкурента, который
оспаривает у него это исключительное обладание. Точно так же маленькая дочь видит в матери
человека, мешающего ее нежным отношениям с отцом и занимающего место, которое с радостью заняла
бы сама девочка» (Фрейд 3., 1922). Помещая комплекс Эдипа в центр конфликтного существования
человека, 3. Фрейд видит в нем и главный источник чувства вины при неврозах. Как известный этап
формирования личности эти отношения могут иметь место в младшем дошкольном возрасте на фоне
развития чувства тела. Причем речь идет не о половом чувстве, а о выраженном чувстве любви,
|