направленном на родителя другого пола. Следует учесть и стремление к подражанию родителю того же
пола, когда мальчик, так же как и отец, хочет быть женатым на матери, лежать утром с ней в одной
постели, а девочка, как и мать, хочет быть замужем за отцом, по-детски повторяя в игре ее образ
действий. На рубеже младшего и старшего дошкольного возраста эмоциональное влечение к родителю
другого пола, мотивированное чувством любви (более выраженным при внешнем сходстве с ним),
дополняется потребностью в идентификации с родителем того же пола, который, таким образом, как и
раньше, не является объектом враждебности. От того, насколько отмеченные возрастные тенденции
будут конкурировать, а не гармонично дополнять друг друга, зависит характер семейных отношений.
Попытки одного из родителей односторонне приблизить к себе ребенка, настроить его против другого
родителя, способны привнести проблемный ракурс в естественную для возраста динамику личностных
отношений, тем более, что ревность (в 35 лет) и агрессивные фантазии (в 24 года) являются
нормальным проявлением эмоционально насыщенных отношений в этом возрасте. Эти отрицательные
чувства могут быть направлены на родителя того же пола, «монополизировавшего» эмоциональный
контакт с ребенком, в то время как он любит родителя другого пола. Например, мать доминирует в
воспитании, оттеснив на задний план отца, которого любит дочь, или отец не воспитывает, а
«дрессирует» сына, считая его излишне мягким и эмоциональным, в то время как мальчик любит мать,
уступающую ему и более отзывчивую. Неприязненные чувства в этом случае будут направлены на отца,
отнявшего любовь матери. Мы видим, что агрессивные чувства в этих случаях обусловлены конкретной
социально-психологической динамикой семейных отношений. При всем этом ребенок не может
реализовать свои чувства и потребности, испытывая к родителям противоречивые чувства любви,
восхищения, обиды, ревности и неприязни.
Неразрешимый внутренний конфликт является источником постоянного психического
напряжения, играющего роль одного из невротически декомпенсирующих факторов. Чувство вины,
испытываемое детьми при наличии противоречивых чувств к родителям, может иметь место, но
главным образом в старшем дошкольном возрасте, когда происходит развитие социально
опосредованных или высших эмоций. Рассмотренные семейные ситуации типичны для детей с
неврозами и представляют не что иное, как патогенно значимые модели межличностных конфликтов.
Лучше всего и рассматривать их таковыми, в социально-психологическом ключе, не прибегая к
искусственно созданной терминологии.
Проблемы адаптации
Посещают ясли 53% мальчиков и 55% девочек. Из них состояние аффекта возникает первое время
у 92% детей без различий по полу. Пребывание в яслях представляет для них психотравмирующую
ситуацию в результате разлуки с матерью как объектом эмоционального предпочтения и безопасности,
появления новых, незнакомых взрослых, которых еще боится ребенок, и ломки жизненного уклада в
целом. Под воздействием этих факторов не смогли адаптироваться в яслях 73% мальчиков и 52%
девочек. Большая трудность приспособления к яслям у мальчиков обусловлена их более интенсивной
привязанностью к матери, чем у девочек, в связи с чем более травмирующим становится отделение от
нее и прекращение эмоционального контакта. В свою очередь, более выраженный стресс является одной
из причин достоверно более высокой (р<0,01) заболеваемости (большей частью ОРВИ) у мальчиков,
посещающих ясли (у 84%), по сравнению с девочками (у 44%). Посещение яслей в этих условиях
становится невозможным и ребенок остается дома, но в более худшем состоянии, чем до их посещения.
Выраженным психотравмирующим воздействием обладает также госпитализация в первые годы
жизни по поводу заболеваний, обследования и операции (60% из обследуемого контингента детей,
бывших свыше недели в больнице). Госпитализация без матери имеет место у каждого второго ребенка.
В этом случае почти всегда отмечается различной длительности и выраженности реактивное состояние.
После выписки некоторые дети из-за пережитого эмоционального шока первое время не узнают
родителей, затем болезненно реагируют на замечания, становятся более обидчивыми, требовательными
и капризными. У них часто расстраивается сон, увеличиваются количество страхов и «прилипчивость»
к родителям. Нарастают эмоциональная и вегетативная неустойчивость, вероятность появления
|