психомоторных нарушений в виде тиков, заикания, энуреза. Определенную роль в происхождении
невротического состояния может иметь отношение обслуживающего персонала, недостаточно
учитывающее психологические особенности детей. Причиной невротического состояния при
госпитализации являются в большинстве случаев те же факторы, что и при помещении детей в ясли
(отрыв от матери, ломка стереотипа, страх незнакомых взрослых, как и чрезвычайно остро
воспринимаемое чувство боли в раннем возрасте). Безусловно, не все реагируют подобным образом.
Так, большинство из консультированных нами детей из детского дома не обнаруживают ярких реакций
при госпитализации из-за отсутствия возрастных страхов, привязанности или недостаточного
понимания происходящего, доходящего временами до степени безразличия. Но даже на детей,
заболевающих неврозами, госпитализация действует неодинаково. Наиболее травматична она у детей с
последующим развитием невроза страха и истерического невроза, особенно при госпитализации без
матери. Это не случайно, поскольку дети с истерическим неврозом эмоционально более тяжело
переживают разрыв привычных связей, лишение любви, признания и поддержки. Для детей,
заболевающих неврозом страха, более характерно беспокойство в ответ на появление в больнице
незнакомых взрослых, контрастирующих своим поведением с привычным отношением матери.
Следует коснуться и вопроса о неблагоприятных последствиях для детей с неврозами раннего
помещения в санаторий, где срок пребывания, как правило, несколько месяцев. Даже в современных
условиях приходящие воспитатели не могут заменить внимание и заботу матери для детей 25 лет.
Отсутствие психологически регламентированной службы только усиливает эффект невротизации
эмоционально чувствительных детей, когда их выбирают в качестве жертвы для проявления
агрессивных чувств дети с психопатоподобными и психопатическими чертами поведения. Немалое
число этих детей имеет почти каждый санаторий. Это еще больше осложняет адаптацию у детей с
неврозами ввиду их беззащитности. Вместе с родительской депривацией подобная психогенная
ситуация приводит к снижению эмоционального тонуса, расстройству настроения и замедлению
процесса соматического оздоровления, что способствует заболеванию неврозом.
Рассмотрим более подробно проблемы адаптации в детском саду, поскольку большинство детей
дошкольного возраста являются организованными.
Состояние аффекта в первое время посещения детского сада выявлено у 44% детей (49%
мальчиков и 37,5% девочек). В большинстве случаев оно не достигает степени реактивного состояния,
как в яслях: меньше и число детей, неадаптированных в детском саду 41% (45% мальчиков и 35%
девочек). Обращает внимание несколько большее число неадаптированных мальчиков в детском саду,
больше их также в яслях и школе. Если в яслях это объясняется более выраженным, чем у девочек,
беспокойством при отделении от матери, то в детском саду и школе зависит от недостаточно
сформированного навыка общения с отцом. В отношении частых соматических заболеваний различия у
мальчиков и девочек отсутствуют (48 и 45% соответственно).
Сравнение с нормой (мальчики и девочки вместе) показывает заметное преобладание у детей,
заболевающих неврозами, состояния аффекта при начале посещения детского сада (р<0,001) и
отсутствие адаптации в дальнейшем (р<0,001). Прежде всего, это относится к эмоционально
чувствительным, впечатлительным и боязливым детям, обнаруживающим тревожную зависимость от
матери и невропатически обусловленные проблемы еды и дневного сна. Плохой аппетит и отсутствие
дневного сна являются часто источником конфликтных отношений со стороны воспитателей, стыдящих,
а то и наказывающих детей как непослушных.
В целом, число плохо адаптированных детей при неврозах заметно снижается в детском саду
(41%) и особенно в школе (26%) по сравнению с яслями (65%), что подчеркивает улучшение адаптации
с возрастом.
Родители детей, у которых выявляется состояние аффекта при помещении в детский сад и
неадаптированные в нем в дальнейшем, сравнивались по опроснику MMPI с родителями детей без
проявления аффекта и адаптированных в детском саду (для краткости обозначим детей соответственно
как адаптированных и неадаптированных). В профиле MMPI у матерей и отцов неадаптированных
детей заметен подъем 4-й шкалы (у матерей мальчиков различия достоверны (р<0,001). Ввиду
относительно невысоких подъемов шкалы ее следует трактовать как наличие у родителей
неадаптированных детей трудностей самоконтроля, конфликтности, проблем взаимоотношений с
|