осуществления на практике психотерапевтической работы с семьей.
Как правило, родители не понимают истинных причин заболевания ребенка, и необходимо в
тактичной форме сделать так, чтобы они приняли концепцию врача и испытывали желание перестроить
некоторые из своих отношений. Однако это еще должно найти свое практическое выражение, для чего
требуются достаточно продолжительное время и определенное обучение родителей. В некоторых
случаях тревожные и пессимистически настроенные родители, разочаровавшиеся в медицине и не
верящие в то, что когда-нибудь их ребенок будет здоров, сами нуждаются в соответствующем внушении.
Каким бы ни было установочное отношение родителей, врач подчеркивает при первой
совместной беседе необходимость тесного сотрудничества с ними, что во многом является залогом
успешности лечения их ребенка. К положительному настрою и успокоению родителей приводят
вдумчивое и целенаправленное участие психотерапевта в проблемах семьи и предоставление условий
для индивидуального изложения ими своих затруднений, что облегчает процесс психотерапии. Это
существенно, если учесть, что родители обращаются за помощью, когда не могут справиться с
проблемами воспитания и отношения в семье носят конфликтный характер. Однако, надеясь на
врачебную помощь, они иногда рассчитывают на психотерапевта, как на «тягловую силу», с помощью
которой можно вывести их астенизированного ребенка на прямую дорогу родительских амбиций. Мы
неоднократно убеждались в таких случаях в кратковременности лечебного эффекта, когда после
проведения гипнотерапии и общеукрепляющего лечения у детей через некоторое время появлялись те
же симптомы, что и раньше, и все повторялось снова, как в известной сказке. Поэтому мы во все
большей степени стали связывать эффективность психотерапии с предварительным согласием
родителей в отношении снятия перегрузок у ребенка. Этика врача не позволяет прекратить лечение при
невыполнении родителями его рекомендаций, но при этом заранее указывается на ожидаемый
недостаточный эффект психотерапии, обусловленный не квалификацией врача, а наличием постоянной
психотравмирующей и истощающей нервные силы ребенка ситуации. В таком случае проводится
симптоматическое лечение, исключаются гипнотерапия и групповая психотерапия, приносящие лишь
временное улучшение. Иногда родители несогласны с мнением врача и не приходят на следующий
прием. Как правило, у них выражены изменения личности, и психотерапия здесь была бы
малоэффективной. Некоторые родители требуют незамедлительного исцеления ребенка, сами же
остаются пассивными и обвиняют врача в недостаточной эффективности лечения. Небесполезно тогда
убедить их в том, что невозможно заменить ослабленный организм ребенка, и речь может идти только о
постепенном его укреплении при соответствующем настрое в семье. Лучшим средством коррекции
ригидных установок родителей будет достижение улучшения в состоянии ребенка, когда у них
возрастают заинтересованность в его лечении и восприимчивость к советам врача. Если же их
отношение не меняется и они продолжают эксплуатировать ребенка в угоду своим завышенным
притязаниям, то психотерапевтический прогноз становится особо неблагоприятным.
Во всех случаях ввиду усложнения требований к социально-психологической адаптации детей
все более актуальным является участие врачей-специалистов и психологов в осуществлении широкой
программы психопрофилактической и психогигиенической работы с семьями, не справляющимися с
проблемами воспитания. В этом значении психотерапия представляет собой одну из эффективных
моделей развития творческих ресурсов и возможностей личности и своевременной коррекции
кризисных ситуаций в ее формировании. Психотерапевт учит родителей более внимательно относиться
к духовным запросам детей, замечать и развивать положительные ростки созидательной активности,
более адекватно соразмерять требования с психофизиологическими возможностями организма детей и
активно формировать общественную направленность их личности.
Семейные обсуждения результатов обследования обычно предшествуют психотерапии детей.
При далеко зашедшем конфликте родителей, их «эмоциональном разводе» она несколько опережает
обсуждения, так как улучшение в состоянии детей положительно влияет на характер семейных
отношений, иногда приостанавливая дальнейшее развитие семейного конфликта. Требуют
психотерапевтической помощи в первую очередь не те родители, которые открыто конфликтуют между
собой, а те, которые под маской «дружных» отношений скрывают неприязненные чувства друг к другу,
вымещая их на ребенке.
При конфликте по поводу воспитания более целесообразно его обсуждение с обоими
|