родителями, которые легче в таком случае приходят к общему согласию с врачом. При изолированном
конфликте в области супружеских отношений обсуждения проводятся раздельно, в то время когда
родители поочередно приходят с ребенком на психотерапевтический прием и когда его эффективность
прямо связывается с эмоциональным микроклиматом в семье. Обычно раздельное обсуждение
начинается с доминирующего в семье родителя. При большей привязанности к нему ребенка разрешение
проблем семьи оказывается более успешным. В большинстве случаев этим лицом является мать, но если
дети, особенно девочки, привязаны к отцу, то больший эффект будет от их совместного посещения
врача, в то время как мать параллельно получает лечение и подключается к психотерапии ребенка по
мере улучшения ее состояния.
Семейные обсуждения результатов обследования начинаются с изложения родителями своей
точки зрения на причины возникновения нервного состояния у ребенка. Нередко отмечая отдельные
недостатки в воспитании, особенно эмоциональную неустойчивость и непоследовательность, они не
понимают истинных причин невротического состояния детей, но, тем не менее, переживают
создавшееся положение и испытывают чувство вины. Этого нельзя сказать об авторитарных родителях,
считающих упрямство и «своеволие» детей единственным источником конфликтных отношений с ними.
Выслушав родителей, врач излагает свое мнение о причинах возникновения невроза у ребенка.
Подчеркиваются факт заболевания не только ребенка, но и взрослых членов семьи и серьезность
создавшегося положения. Показывается конкретная связь невротических нарушений с
психотравмирующей ситуацией в семье и характерологическими особенностями родителей. Отмечается,
что их повышенные и противоречивые требования не соответствуют реальным возможностям и
потребностям детей, а невозможность реализации является главным источником конфликта между
родителями и детьми. Обсуждается тенденция некоторых родителей компенсировать на детях взаимно
обусловленные чувства внутренней неудовлетворенности и напряжения. При беседе не используются
оценочные суждения типа порицания и обвинения в адрес матери и отца, проводится поиск
положительных моментов в семейных отношениях как педагогической перспективы в психотерапии.
Последующая активность родителей свидетельствует об актуальности затронутых проблем. Постепенно
в беседе возникает диалог, переходящий в дискуссию, целью которой являются поиск и согласование
общей точки зрения на воспитание, вначале по второстепенным, а затем и по главным вопросам. Этому
помогает определенная техника дискуссии, которая проводится на паритетных началах в спокойной и
непринужденной обстановке. Подчеркиваются роль обоих родителей в психотерапии, необходимость
тесного сотрудничества с врачом. Рекомендуется воздерживаться от дальнейших обострений семейных
отношений, какими бы ни были их причины.
В дискуссии врач придерживается активной позиции, но не применяет директив и предписаний.
Она направляется так, чтобы характер обсуждаемых проблем, положительные примеры из клинической
практики подсказывали родителям пути их решения. Обсуждение ряда проблем только намечается, но
не завершается, что вызывает неизбежные вопросы со стороны родителей, усиливает их
заинтересованность в совместном поиске решения кризисной ситуации.
Оптимальная стратегия психотерапевта заключается в том, что он разделяет тревоги семьи,
ненавязчиво участвует в ее опыте и постепенно улучшает структуру семейных отношений не
замещением семейных ролей, а интегративным влиянием своей врачебной функции. В итоге дискуссии
достигается общая точка зрения на причины невротического заболевания ребенка и на способы его
лечения. При этом главным является изменение отношения к ребенку как к неспособному внести
позитивный вклад в разрешение семейных проблем. Нередко подобное отношение родителей говорит о
их нежелании или неспособности наладить эмоциональный контакт с ребенком. Следует не только
реабилитировать его в глазах родителей, но и адаптировать их к нему в результате изменения
отношений и улучшения нервно-психического состояния самих родителей.
Перестройке семейных отношений способствует сообщение конкретных данных обследования, в
том числе полученных с помощью тестов и гомеостата. Для ригидных родителей это нередко более
убедительно, чем анализ их личностных отношений по данным клинического интервью и наблюдения.
Полезно обобщение и данных обследования других семей. Согласно опроснику PARI, матери при
неврозах у детей в отличие от матерей в контрольной группе не склонны побуждать детей к осознанию
возникающих проблем взаимоотношений и высказыванию своего мнения, они меньше общаются с
|