ребенком на равных, плохо развивают его активность и не устанавливают с ним товарищеские
отношения. Вместо этого матери пытаются управлять ребенком на расстоянии, нетерпеливо требуя от
него то, что можно было осуществить наглядным, непосредственным опытом взаимодействия.
В этически доступной форме анализируются и особенности выделения родителями черт
характера детей из составленного нами списка в 360 черт. Родители детей с неврозами (127 человек) в
отличие от родителей контрольной группы (262) значительно чаще (t=9,63, р<0,001) обнаруживают в
восприятии характера своих детей отрицательные оценки, что говорит о наличии межличностного
конфликта в отношениях с ними. По сравнению с девочками более неблагоприятно оцениваются,
особенно матерями, черты темперамента и характера мальчиков, подчеркивая тем самым большую
патогенность семейных аспектов их существования в изучаемых нами семьях. В контрольной группе
подобные отличия отсутствуют. Если родители контрольной группы по мере увеличения возраста детей
улучшают их характерологическую оценку, то при неврозах у детей родители не меняют своих
отрицательных оценок, что указывает на затяжной и неразрешимый конфликт в отношениях с детьми.
Это также свидетельствует о негибкости родителей, их неспособности перестроить свои отношения, в
частности с подростками, и об определенной фатальности во взгляде на детей как на неспособных
оправдать их требования и надежды. В то же время сами родители неосознанно создают ряд проблем во
взаимоотношениях с детьми, проецируя на них свои внутренние напряжения и конфликты.
Подтверждением этому служит наличие прямой зависимости между уровнем нейротизма родителей и
отрицательным характером восприятия их детей. Так, родители со средним и выраженным уровнем
нейротизма чаще определяют своих детей как эмоционально подавленных, возбудимых и конфликтных,
чем родители с низким уровнем нейротизма (различия статистически достоверны). В свою очередь,
чаще считают детей тревожными интровертированные, а не экстравертированные матери, отцы
наоборот (различия в обоих случаях достоверны). Анализ связи оценок по шкалам опросника с типами
темперамента родителей показал, что наиболее благоприятно складываются отношения между
родителями и детьми при сангвинических чертах темперамента. У родителей с холерическими и
флегматическими (меланхолическими) чертами темперамента больше отрицательных оценок в
восприятии детей.
Как видно из приведенных выше данных, родители в изучаемых нами семьях имеют
обыкновение приписывать детям свои личностные проблемы, незримо обвиняя их в сложившейся
конфликтной ситуации в семье. В отличие от родителей врач при обсуждении результатов обследования
не возлагает ответственность за создавшееся положение на одного из членов семьи, раскрывая
взаимосвязанный характер ее проблем. Безотносительно к тому или иному родителю показывается
происхождение затруднений в отношениях с ребенком и намечаются пути их устранения.
Подчеркивается необходимость согласованного участия обоих родителей в вопросах воспитания,
уменьшения излишней строгости и принципиальности, предоставления детям большей
самостоятельности и возможности для эмоциональной разрядки, игр, движений. Рекомендуются
непродолжительные прогулки ребенка с одним из родителей перед сном, что способствует их
сближению. Обращается внимание на необходимость последовательности в родительских решениях и
устранения препятствий для эмоционального контакта детей с кем-либо из членов семьи. Отмечается
нежелательность резкого ограничения психомоторной активности детей и изоляции от общения со
сверстниками. Разъясняется психотерапевтическое понимание лечебно-охранительного режима,
отражающего определенную активность ребенка вместе с соответствующими его возможностям
требованиями родителей. Некоторым из них трудно сразу перестроить свое отношение к детям, и
большое количество советов может дезориентировать их. Поэтому мы не стремимся сразу и
исчерпывающим образом ответить на все вопросы, так как есть риск обесценить позитивный опыт
родителей и узурпировать их семейную роль. То же относится к конфликтам в сфере супружеских
отношений, когда обе стороны хорошо изучили свои сильные и слабые стороны и умело пользуются
ими. В данной ситуации мы ограничиваемся замечаниями об отрицательном влиянии супружеского
конфликта на успешность лечения. Тем самым на подобное отношение родителей накладывается
незримый запрет, оказывающий положительное влияние на последующую динамику супружеских
отношений, так как родители уже не так аффективно-заостренно реагируют друг на друга и чаще, чем
раньше, находят взаимоприемлемые решения. Кроме того, врач как посредник в конфликте
|