непроизвольно принимает на себя часть эмоционального напряжения супругов в процессе
индивидуальных бесед с ними и оказания им в дальнейшем параллельной с детьми
психотерапевтической помощи. Существенным является и выполнение обоими родителями
рекомендаций врача, что служит способом интеграции отношений между ними. Положительным
фактом будет также выравнивание статусных различий в семье вследствие равного внимания врача к
мнению обоих родителей, что нередко повышает участие отца в решении семейных проблем и его
чувство родительской компетентности.
Прекращение хронического конфликта родителей с детьми и перестройка их отношений не всегда
возможны при однократном собеседовании. Поэтому параллельно с психотерапией детей проводятся
дополнительные беседы с приходящими поочередно на прием матерью или отцом и в некоторых
случаях с бабушками и дедушками. Беседы проводятся в то время, когда дети выполняют задания врача.
Возрастающая активность родителей, откровенность и заинтересованность в результатах лечения
ребенка делают эти беседы необходимым условием его успешности.
В результате семейных обсуждений происходит выравнивание отношений между родителями и
изменение их взглядов на воспитание. В то же время у детей после нескольких сеансов направленной
индивидуальной психотерапии наблюдается уменьшение остроты невротического состояния и
идиосинкразических реакций в восприятии родителей. Таким образом, обе стороны подготовлены для
проведения совместной психотерапии, цель которой заключается в повышении действенности
перестройки семейных отношений в условиях, приближенных к реальным.
Совместная психотерапия больного и родителей осуществляется на последующих приемах,
когда обсуждается динамика лечебных изменений и отношений между ними. Главное здесь открытое
рассмотрение явных и назревающих конфликтных ситуаций в семье. Каждый из участников беседы
может выразить свою точку зрения, в то время как врач поддерживает это стремление и способствует
рациональному разрешению семейных конфликтов. Часто родители предпочитают говорить о
проблемах отношений с ребенком в его отсутствие. Если это допустимо при первых встречах, где
ребенок также раскрывает перед врачом свои интимные переживания, то в дальнейшем необходимо
совместное рассмотрение динамики лечения и конфликтных ситуаций. Бесконфликтная манера
поведения врача, отсутствие предвзятости и сбалансированный характер оценок, вера в возможность
налаживания позитивных отношений передаются участникам беседы и способствуют их
эмоциональному сближению. Родители, взаимодействуя с врачом, во многом перенимают его стиль
отношений с ребенком, внимательный, вдумчивый, откровенный и доброжелательный подход к
решению семейных проблем. Врач в отличие от родителей не торопит и не осуждает ребенка, не
стремится наклеить на него ярлык «плохого» или «безнадежного», а находит у него положительные,
иной раз незаметные внешне изменения, одобрительно относится к детской непосредственности и
активности, желанию наладить отношения с родителями.
При первых совместных встречах больше говорит родитель, излагая свои жалобы и проблемы во
взаимоотношениях с ребенком. Врач не обеспечивает его безоговорочной поддержки, а пытается
привлечь детей к доступному для них обсуждению затрагиваемых вопросов. При последующих визитах
родитель все более ориентируется на тактику врача и предоставляет большую активность ребенку.
Привлечение внимания матери и отца к позитивному процессу улучшения в состоянии больного
способствует изменению их отношения к ребенку как неспособному к каким-либо переменам.
Подчеркивается паритетная с врачом роль родителя в процессе психотерапии. Тем самым ему выдается
психотерапевтический «аванс», который он стремится оправдать в совместном с врачом поиске путей
разрешения проблем семьи.
После беседы ребенку предоставляется возможность самостоятельной игры. Затем игра
проводится вместе с родителем и врачом. Темы для совместной игры могут быть самыми
разнообразными, но инициатива в их выборе вначале принадлежит больному, тогда как родитель и врач
создают эмоциональный фон для игры и участвуют в ней «на равных» с ребенком, т. е. являются его
партнерами. Как правило, ролевые игры проводятся в виде импровизации на ту или иную тему,
предложенную поочередно больным, родителем и врачом. У детей младшего возраста применяются
управляемые куклы, изображающие детей, взрослых, сказочных персонажей. Игра может происходить за
небольшой ширмой, по обе стороны которой располагаются участники. Облегчение процесса принятия
|