ролей и достижение сыгранности в игровой триаде позволяют по общему согласию воспроизводить
некоторые проблемы семейных взаимоотношений. После обсуждения той или иной конкретной
семейной ситуации совместно распределяются роли, и игра отражает ее с известной долей условности и
в более гибкой манере взаимодействия, чем в повседневной жизни. В серии игр родители и дети
меняются ролями, что способствует развитию у всех членов семьи навыка не только руководства, но и
подчинения, помогает лучше осознать отрицательные стороны существующих взаимоотношений. Эту
же цель преследует создание врачом оптимальной модели семейных отношений в виде показа в игре
возможных путей решения конфликтных ситуаций. Таким образом, врач не говорит родителям, как
поступить и что делать для выхода из критических ситуаций, а предлагает наглядные модели их
решения. После неоднократного совместного проигрывания отношение родителей приближается к
отношению психотерапевта. В этом случае совместную игровую деятельность можно рассматривать как
обучающий эксперимент. Ценным является проведение аналогичных игровых сеансов в домашней
обстановке, без врача, когда они уменьшают вероятность появления межличностной напряженности и
позволяют родителям и детям общаться «лицом к лицу». В дальнейшем, при необходимости, родители
получают курс гипнотерапии параллельно с детьми. Широко практикуются групповая система
аутотренинга для родителей и медикаментозное лечение.
Следует остановиться также и на конфликте из-за приготовления уроков. Родители заставляют
детей неоднократно переписывать домашние задания, поскольку им кажется, что у детей не тот почерк,
что они не то и не так запомнили, вообще не выучили уроки и не смогут быть примером для других. До
прихода родителей дети не могут сосредоточиться на задании, так как привыкли все делать под
давлением, одновременно испытывая страх не успеть или не выполнить урока так, как нужно.
Положение усугубляется распространением страха в отношении некоторых учителей. В этой связи
следует упомянуть о мальчике 10 лет, которого отец наказывал за малейшую оплошность, особенно за
недостаточную скорость решения задач. Страх перед отцом перешел на идентифицируемого с ним
учителя математики, чем объяснялись неуверенность, скованность и страх при ответах, болезненная
реакция на замечания к незавершенные контрольные работы. Страх перед учителем был снят после
беседы с отцом, перестройки его отношения и совместных проигрываний проблемной школьной
ситуации, когда сын исполнял роль учителя, отец сына (ученика), врач остальные роли.
Последующее самостоятельное приготовление школьных заданий в поликлинике при поддержке врача
окончательно устранило страх перед отцом и учителем. У мальчика улучшилось общее состояние,
прекратились головные боли, кошмарные сновидения, значительно возросла успеваемость.
При далеко зашедшем конфликте родителей с детьми, упрямстве и негативизме с обеих сторон
рекомендуется предоставление детям при «поручительстве» врача полной самостоятельности не только
в приготовлении уроков, но и в повседневной жизни. Тогда и родители, и дети убеждаются в
крайностях своих предшествующих отношений. Подобным экспериментом нельзя злоупотреблять, но он
может быть полезен в качестве дополнительного способа перестройки отношений в семье.
После совместной психотерапии родители более спокойно, внимательно, адекватно и
последовательно относятся к детям. Как родители, так и дети могут лучше представить себя на месте
друг друга, понять и изменить в нужную сторону свои отношения, что позволяет успешнее провести
дальнейшую индивидуальную психотерапию больного.
Таким образом, в процессе семейной психотерапии последовательно решаются проблемы семьи
посредством коррекции отношений между родителями, взаимоотношений детей и родителей и оказания
им всесторонней психотерапевтической помощи. Объединяющим семью фактором является совместная
деятельность всех ее членов, направленная на лечение ребенка. Успешность лечения связывается с
наличием ряда предварительных условий, которые в качестве явных и незримых предписаний
оказывают положительное воздействие на динамику супружеских и родительских отношений.
Уменьшение или прекращение конфликта между родителями происходит в результате: 1) осознания ими
психогенных источников заболевания ребенка и взаимообусловленного характера семейных проблем; 2)
паритетного участия в лечении ребенка; 3) выполнения одних и тех же рекомендаций врача; 4)
обязывания соблюдать «бесконфликтный мораторий» как необходимое условие успешного лечения
ребенка; 5) переключения внимания на проблемы взаимоотношений с ребенком и непроизвольное
использование врача для отреагирования ранее имевших место конфликтных напряжений; 6) оказания
|