Navigation bar
  Print document Start Previous page
 218 of 282 
Next page End  

остальных случаях, особенно при наличии невропатии, целесообразно назначение настоев трав.
Особенностями медикаментозного лечения являются его длительность (1,5 мес.), постепенное
увеличение и уменьшение терапевтической дозы и суггестивное подкрепление приема лекарств.
Физиотерапевтические методы, включая ионофорез, воротник по Щербаку и т. д., не дают эффекта при
неврозах и показаны при сопутствующих расстройствах.
Психотерапия как часть культурного наследия человечества была и остается выражением
индивидуального мастерства врача, его филигранной работой, не терпящей поточного и некритического
применения, тем более что в повседневной работе ему приходится иметь дело с больными разного
возраста. Однако это создает определенные трудности, и в последние годы мы стремимся назначать
дошкольников, младших школьников и подростков в разные дни, когда легче объединить детей одного
возраста для совместной игры или обсуждения.
Успешность лечения зависит не только от вовлеченности пациента в процесс психотерапии, но
и от умения врача раскрыть конфликтные сферы переживаний и создать психотерапевтические модели
их разрешения в виде игры или обсуждений. Важно, чтобы дети овладели навыками адаптивного
общения и убедились на практике в своей способности справляться с внутренними напряжениями и
конфликтами.
Психотерапия изживает себя при превышении врачом полномочий, безоговорочном
навязывании мнений и оценок, недоучете индивидуальности ребенка, попытках нивелировать его
темперамент, устранить эмоциональность и чувствительность, сделать его одного ответственным за
проявление заболевания. Повторение психотравмирующих условий жизни ребенка наблюдается и там,
где врач прямолинейно пытается лишить его восприятие непосредственности и цельности, резко
изменить преобладающий у него невербальный, первосигнальный способ отражения действительности.
Невротическое заболевание имеет свои особенности динамики, отражающие проблемы
личностного становления. Происходящие при этом борьба мотивов, поиск выхода из
психотравмирующей ситуации не могут быть заменены однозначным и категоричным мнением врача в
тот период, когда больной еще не подготовлен к нему и сам стремится найти приемлемое решение. В
этом случае более целесообразны разъяснение, обсуждение, поддержка, совместный поиск решения, чем
внушение и гипноз. Доброжелательная и терпеливая манера поведения врача, создание в процессе
общения с больным психотерапевтической атмосферы оптимизма, жизнерадостности,
непосредственности, искренности и доверия способны оказать большее влияние, чем попытки
устранения переживаний и перевоспитания без глубокого анализа проблемной ситуации и поиска
наиболее естественных путей ее разрешения.
Необходимым условием психотерапии является наличие эмоционально положительных
отношений с больным. У дошкольников этому может препятствовать чувство страха перед врачом, у
подростков — настороженность в отношении его действий. Относительно легче контакт
устанавливается в 6—11 лет, когда в наибольшей мере проявляются возрастные механизмы
идентификации и внушаемости. Затруднения в нем возникают у чрезмерно опекаемых, загруженных и
тревожно привязанных к матери или бабушке детей. В этой связи можно сказать о девочке 5 лет с
относительно нетяжелым заиканием. Ее приводил на прием мягкий по характеру и не пользующийся
влиянием в семье отец. Необщительная, властная, недоверчивая и тревожная мать полностью
подчинила себе дочь, настороженно воспринимая любые ее контакты вне дома, включая приемы у
врача. Она принципиально не выполняла передаваемые мужем советы врача. Отрицательное
отношение матери к врачу передалось дочери, приостановив и нейтрализовав эффект ее лечения.
Чаще всего прерывают лечение девочки с истерическим неврозом, что говорит об их
эгоцентризме, неспособности делиться с психотерапевтом своими переживаниями, о нежелании
принять ответственность за свое поведение и перестроить его согласно требованиям действительности.
Определенное значение имеет и пол врача, так как эмоциональное блокирование отца девочки в семье
может быть одним из проявлений неприятия всего мужского и распространиться на врача-мужчину в
виде настороженно-недоверчивого и негативного отношения. Отрицательное отношение к лечению
может быть спровоцировано бесцеремонным вмешательством врача в интимную жизнь детей и
подростков, воспринимаемым ими как угроза изменения их «я», к которому они еще не подготовлены
психологически и которого боятся как всего нового и неизвестного. Поскольку межличностный контакт
Hosted by uCoz