с детьми, страдающими неврозами, идет через фазу упрочения эмоциональных отношений и
идентификации с врачом, особого внимания требуют дети, имеющие проблемы в эмоциональном
контакте с родителями.
В неполной вследствие развода родителей семье отсутствие стабилизирующего и
социализирующего влияния авторитета отца неблагоприятно отражается на формировании личности
детей и подростков, что видно из проведенного нами сравнительного исследования юношей и девушек
(1517 лет) из полных и неполных семей. Статистически значимые различия между ними получены по
ряду факторов характерологического опросника Кеттела (форма «С»). У обследуемых из неполных семей
меньше сила «я», большая эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, повышена
эмоциональная чувствительность, они более пассивны, робки, пугливы, нерешительны. Эти нарушения
обусловлены не только отсутствием идентификации с отцом, но и замещающим влиянием матери,
нередко избыточно продолжающей опекать своих взрослеющих детей. Отсутствие доступной модели
поведения, соответствующего полу, приводит к затруднениям в общении у юношей, не пользующихся,
по данным социометрии, популярностью среди сверстников. Наибольшие затруднения они
испытывают при общении с девушками, идеализируя их и находясь в тревожной зависимости от их
расположения. Как это отражается на возникновении последующих проблем в браке, мы уже видели
ранее. Из изложенного следует, что подростки-мальчики из неполных семей нуждаются в более
ощутимом руководстве и авторитете врача-мужчины, выступающего в роли наставника, развивающего
их собственную активность, веру в себя и утверждение себя как представителя мужского пола. У
женщины-врача, более психотерапевтически ценной, может оказаться эмоциональная коммуникация с
подростком, выступающая как модель развития его общения с другим полом.
Заслуживает внимания тактика врача в работе с мальчиками, проявляющими агрессию по
отношению к матери. Агрессия возникает у мальчиков, похожих внешне на отца, но лишенных в силу
разных причин общения с ним и его защиты. Недостающую роль отца безуспешно пытается выполнять
мать, имеющая много неразрешенных личностных проблем, часто беспомощно-инфантильная в
вопросах воспитания и незрелая в своем чувстве материнства. В известном смысле она не любит и не
принимает мальчика из-за его сходства с отцом, с которым у нее неприязненные отношения. Матери не
только отвергают самостоятельность, настойчивость и упорство сына, но и передают его в первые годы
жизни на воспитание своим родителям, которые обычно во всем идут ему навстречу. И в дальнейшем
мальчик не только не получает необходимой ласки и тепла со стороны матери, но и мешает ей в
осуществлении более важных жизненных целей. Ее эмоциональное напряжение, раздражение и
недовольство передаются сыну и вместе с нарастающим у него чувством обиды и досады ведут к
появлению не всегда внешне мотивированных вспышек гнева и ярости по отношению к матери. Они
заканчиваются бурным раскаянием, плачем, обвинением себя в случившемся, заверениями в любви и
вынужденным ответным признанием матери. Катарктическая разрядка временно снимает
напряженность во взаимоотношениях, пока все не повторяется снова. В рассмотренном случае
агрессивность можно расценить как следствие конфликтного напряжения в отношениях с эмоционально
непринимающей матерью, замещающей отца и препятствующей общению с ним. Психогенно
спровоцированные приступы агрессии представляют собой бессильные попытки устранить эти
препятствия. Здесь сын, по существу, ставит себя на место отца, проявляя несвойственный ему отклик
на психотравмирующее отношение матери, которое с трудом поддается перестройке, поскольку у нее
уже сформировался взгляд на сына «как на безнадежного». Вместо конструктивного диалога мать готова
избавиться от сына, стремясь поместить его в больницу, после которой между ними возникает
непреодолимая стена недоверия, обиды и вражды. Большего эффекта можно достичь, если врач
соглашается с серьезностью создавшегося положения и привлекает отца для разрешения семейных
проблем. Одновременно отмечается необходимость предоставления детям возможностей для
эмоциональной и физической разрядки, занятий физкультурой и спортом после лечения. Положительное
значение также имеют авторитет мужчины-врача для больного и бесконфликтная модель отношений
между ними. Совместные проигрывания с матерью актуальных жизненных ситуаций и их последующие
обсуждения помогают изменить ее взгляды на взаимоотношения с сыном и уменьшить внутрисемейную
напряженность. В последующем акцент делается на взаимодействии отца с сыном, в процессе которого
улучшаются их отношения и повышается авторитет отца в семье. Психологический контакт врача с
|