Navigation bar
  Print document Start Previous page
 220 of 282 
Next page End  

отцом не должен вызывать эмоциональной изоляции матери. Поэтому заключительные обсуждения
лучше проводить с обоими родителями, подчеркивая особенности развития мальчика и принципиально
обратимый характер его эмоциональных нарушений. Тем самым создаются предпосылки для
успешности последующей индивидуальной психотерапии больного и восстановления его доверия к
родителям.
Осложняет проведение индивидуальной психотерапии и наличие у детей невротического
развития тормозимого круга с тревогой, страхами, неуверенностью в себе и нерешительностью,
психосоматическими расстройствами в виде бронхиальной астмы, функциональных нарушений
желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей. Невротическое развитие тормозимого круга и
психосоматические заболевания чаще встречаются у мальчиков, влияние отцов на которых
недостаточно, матери же обладают авторитарно-паранойяльными и тревожными чертами характера,
чрезмерно опекают и ограничивают сыновей, обязывают выполнять бесчисленные правила и
условности, подавляя этим их активность, культивируя зависимость и основанное на чувстве вины
послушание. Поэтому мальчики испытывают безотчетное чувство беспокойства при любом, кажущемся
или реальном, нарушении предписанного матерью поведения и страх потерять ее расположение.
Вследствие этого они вынуждены еще больше подавлять внешние проявления активности и
самостоятельности, страдая от невозможности проявить себя и найти приемлемый выход. Дисстресс,
обусловленный блокированием возможностей самовыражения и внутренним напряжением, приводит к
расстройству высших нейрорегуляторных функций, что проявляется симптомами вегетососудистой
дистонии и функциональными расстройствами конституционально ослабленных систем организма,
например судорожными сокращениями мышц лица (тики), тела (гиперкинезы), спазмами бронхов
(бронхиальная астма) и желчевыводящего протока. Возникновение психосоматических нарушений при
неврозах усиливает тревожно-депримированный фон настроения, вплоть до появления общей
скованности и заторможенности.
При психосоматическом эквиваленте невроза в виде бронхиальной астмы своеобразным
психическим аллергеном является тревожная коммуникация между матерью и больным. Обычно речь
идет о невротической зависимости мальчиков от тревожной матери, когда их временное разъединение,
например в условиях ночного сна, вызывает приступ беспокойства с обеих сторон, заканчивающийся
«разрешающим» тревогу функциональным спазмом бронхов. В данном случае достижение
эмоционального контакта с больным и возникновение у него чувства безопасности на приеме имеет
самостоятельное психотерапевтическое значение, поскольку уменьшается тревожная зависимость от
матери и облегчается эмоциональный контакт с отцом. Последующее ослабление беспокойства у
больного происходит в результате направленного использования рисования и игры, позволяющих
отреагировать аффекты страха. Далее внушением наяву снимается условно-рефлекторный характер
приступов бронхиальной астмы. Достигнутое улучшение закрепляется гипнотерапией вначале в группе,
а затем индивидуально. Первые сеансы воспроизводят домашнюю обстановку в проводятся совместно с
матерью, последующие — без нее, что ведет к дальнейшему уменьшению взаимообусловленного
беспокойства. Рассмотренная тактика построения эмоционального контакта с больным, игровых
занятий, внушения наяву, гипнотерапии и параллельной психотерапевтической работы с матерью
уменьшает тревожность у нее и ребенка. Взаимодействие между ними уже не сопровождается
генерацией тревоги, что способствует постепенному затуханию приступов бронхиальной астмы.
Во всех приведенных случаях затруднения эмоционального контакта с больным устраняются
созданием у него заинтересованности в происходящих в процессе лечения изменениях и участием обоих
родителей в процессе психотерапии, начиная с периода обследования семьи.
Врач всегда помнит, что его исключительный авторитет у больного — это компенсация
нереализованного авторитета родителей. Если он излишне привязывает к себе пациента и тревожно-
мнительно беспокоится по поводу его здоровья, давая бесчисленные советы и предписания, то
подобное отношение напоминает основанную на беспокойстве родительскую гиперопеку. Вместе с
излишне частыми визитами это создает у больного эмоциональную зависимость и опасения не
оправдать повышенные ожидания врача. Поэтому, несмотря на эмоционально теплые и
непринужденные отношения, врач должен соблюдать некоторую дистанцию с больным, сохраняя свой
профессиональный престиж и авторитет.
Hosted by uCoz