Оправдывая ожидания больного, способствуя его успокоению и снятию остроты невротического
состояния, можно легко перейти границу реальности, освобождая его от ответственности и давая ему
готовые схемы решения проблем. Следствием этого будут зависимость больного от врача и низкая
активность в преодолении имеющихся расстройств. Если врач идет во всем навстречу, компенсируя
недостатки семейного воспитания, то рано или поздно он будет вынужден, согласуясь с реальностью,
перестраивать свою тактику. Подобная непоследовательность напоминает ребенку отношение
родителей, вызывает эмоциональное охлаждение к врачу и внутренний протест. Оптимальная тактика
психотерапии основана на понимании того, что возможности, предоставляемые больному, являются
скорее терапевтическим, чем реальным феноменом. Фактически в процессе психотерапии врач
воспринимает чувства ребенка, способствует их раскрытию и развитию с учетом индивидуально-
личностных и социально-психологических требований. Требования, выражаемые врачом не столько в
прямой, сколько в опосредованной форме, соразмеряются с возможностями больного в настоящем и его
прогнозируемым улучшением в будущем. По мере уменьшения расстройств психики и укрепления
организма создаются условия для перестройки отношений и черт характера. Необходимо, чтобы в
результате психотерапии дети в соответствии с возрастом и состоянием чувствовали ответственность за
свое поведение и использовали в полной степени собственные способности и умения. Тогда они будут
способны не только правильно понимать и оценивать причины своих поступков, но и корригировать их
соответственно своим реальным возможностям и потребностям.
В ситуации межличностного психотерапевтического контакта дети все больше дорожат доверием
врача и, гордясь его похвалой и своими успехами, начинают больше доверять себе, своим чувствам и
действиям. Более того, они боятся огорчить врача, сделать что-либо не так, не оправдать его ожиданий,
переживают, что скажут ему, что он о них подумает, как оценит их успехи и промахи. В ряде случаев
появляются чувство вины и рудиментарные идеи самоуничижения в связи с реальной или кажущейся
неотзывчивостью в отношениях с врачом, неспособностью справиться с заданиями и т. д. Это
отношение воспроизводит невротический способ реагирования, но, что принципиально важно, в
управляемой ситуации лечения, когда больному предоставляется возможность эмоционального
отреагирования своих переживаний и он обучается адекватному опыту межличностных отношений.
Появляющееся в процессе лечения доверие к психотерапевту и адаптация к его личности
представляют собой модель восстановления доверия детей к родителям при условии изменения
семейных отношений.
Психотерапия это динамический процесс улучшения психического реагирования больного с
учетом снятия болезненных проявлений, укрепления ослабленных психических функций и развития
индивидуальных возможностей. Подобные изменения не всегда происходят в ограниченное, заранее
заданное время, так как у каждого больного есть свой психотерапевтический порог, когда дальнейшее
улучшение может быть достигнуто только при условии закрепления полученных результатов и
появления новых возрастных возможностей развития.
В обобщенном виде психотерапевтический эффект со стороны больного обусловлен следующими
факторами: 1) установкой на помощь и желанием лечиться; 2) верой во врача и применяемый им метод
лечения; 3) внушаемостью в ситуации лечения и способностью к переменам; 4) клиническими и
характерологическими особенностями; 5) доступным возрасту и реальности отреагированием
переживаний, разрешением внутреннего конфликта; 6) восстановлением доверия к себе, согласия со
своими чувствами и действиями, увеличением доверия и отзывчивости по отношению к другим; 7)
раскрытием себя и развитием чувства уверенности на основе индивидуальных возможностей, нового
опыта и овладения навыками адаптивного поведения.
В практике индивидуальной психотерапии используются отдельные приемы поведенческой
терапии фобий. В качестве примера приведем историю мальчика 4,5 лет, который отказывался заходить
в магазин, так как боялся, что двери внезапно закроются и он не сможет выйти обратно. Совместно с
матерью была разработана тактика снятия страха. Вначале мальчику показали, как закрываются двери в
магазин снаружи и изнутри. Затем он заходил в магазин с матерью, потом ожидал ее в некотором
отдалении и, наконец, заходил один. В другом случае девочка 10 лет панически боялась опоздать в
школу. Ее страх прошел после того, как она по совету врача в течение 2 недель постепенно выходила из
дома все позже и позже и в конце концов зашла в класс сразу после учительницы.
|