изображают себя в одиночестве, реже с находящимся рядом взрослым (учителем). Сверстники
фигурируют на рисунках только в 1/3 случаев и обычно находятся в центральной позиции по
отношению к больному. Все это подтверждает наличие у детей с неврозами проблем общения. Если
сравнить рисунки на тему «детский сад» и «школа», то очевидны все большие затруднения общения в
более старшем возрасте (рис. 5).
Рис. 5. Отображение неприятия девочки-подростка со стороны сверстников в школе.
В ряде случаев рисунки позволяют уточнить клинические данные. Воспроизведение хаотичного
движения, размазанность и разбросанность элементов рисунка, отсутствие композиции нередко говорят
о повышенной возбудимости больных при неврастении. Тревожно-депримированный или
субдепрессивный фон настроения при неврозе навязчивых состояний и неврозе страха выражается
цветовым оскудением рисунка с преобладанием серого цвета, уменьшением размеров человеческих
фигур, их неполным изображением или отсутствием. При выраженном чувстве беспокойства и страха к
этому нередко присоединяются густая штриховка рисунка, переплетающиеся волнистые линии,
заполняющие все его пространство.
При синдроме невротического регресса наблюдается дезинтеграция композиции рисунка. Он
становится фрагментарным и одновременно более разнообразным и насыщенным по цветовой гамме.
Изображения людей замещаются изображениями животных.
Эмоциональные и личностные особенности детей при истерическом неврозе находят отражение
в ярком колорите рисунка, красочном изображении цветов, лебедей, принцесс и королей.
Диагностические возможности заключены в рисуночной пробе «семья», позволяющей уточнить
отношения в семье. В первом варианте ребенок изображает себя и остальных членов семьи в четырех
комнатах, расположенных в двух этажах, по одному в комнате. При анализе рисунка имеют значение
характер размещения членов семьи и то, кто из них находится рядом с ребенком. Обычно это
эмоционально близкое лицо. Во втором, основном варианте дети рисуют семью, не получая каких-либо
инструкций. Анализ проводится в отношении состава изображенной семьи, структурной и цветовой
композиции рисунка.
Иногда дети «забывают» нарисовать одного из членов семьи. Обычно это малозначимое для
ребенка лицо или брат (сестра), вызывающий чувство ревности. Представляет интерес и включение в
семью других лиц знакомых, родственников, врача. Подобная тенденция чаще проявляется при
наличии большой или неполной семьи (рис. 6).
|