психотерапией родителей. Особое внимание обращается на состояние родителей после окончания
активного курса психотерапии у детей, так как его ухудшение может свести на нет достигнутые
результаты. В этой связи можно упомянуть о матери, которая предъявляла бесчисленные и не совсем
понятные жалобы на состояние сына 10 лет. Оказалось, что большинство из них, в том числе
астматические затруднения дыхания, были плодом ее болезненного воображения. Считая себя во всем
правой, не доверяя опыту ребенка и чрезмерно тревожась о его состоянии, мать непроизвольно
создавала проблемы отношений с сыном и сама же на них эмоционально реагировала. Не удивительно,
что нам удалось сравнительно быстро вылечить мальчика, так как его невроз почти целиком был
индуцирован матерью. После лечения сына ее состояние постепенно ухудшилось, вплоть до
манифестации невротической депрессии, которая ранее маскировалась избыточной заботой и
постоянной тревогой о здоровье сына. Существование подобной невротической взаимосвязи
подчеркивает необходимость оказания своевременной психотерапевтической помощи не только детям,
но и взрослым членам семьи.
Применение психотерапии изобразительного творчества
Рисунки как вид творчества являются преломлением в сознании ребенка окружающей его
действительности. У дошкольников отражение реальности скорее символично, чем натуралистично, так
как они изображают предметы и людей в соответствии со своими возрастными представлениями.
Изобразительная деятельность является не только средством связи между развивающимися мышлением
и эмоциями, но и естественным стимулом для воображения. Практическая ценность рисования состоит
в предоставлении ребенку дополнительных возможностей для невербального выражения идей. В
качестве особого языка познания рисование выступает как своеобразный вид коммуникации ребенка с
окружающей его социальной действительностью. Рисование как творческий акт позволяет ребенку
лучше отреагировать фантазии и переживания, безболезненно соприкоснуться с волшебным миром
сказок и преданий, развить свои творческие потенции.
Дети с неврозами больше чувствуют и понимают, чем могут выразить это словами. Вербализация
их чувств и мыслей не всегда возможна при конфликтных отношениях в семье, недостаточной
отзывчивости родителей и тревожно-мнительном способе переработки жизненных неудач.
Несвойственная ребенку, вынужденная задержка эмоций, накопление переживаний подобно
эмоциональному тормозу препятствует раскрытию творческих возможностей, снижает уверенность в
своих силах и жизненную активность. В результате изобразительное искусство способно играть
значительную роль в восстановлении душевного равновесия, способствуя освобождению подавленной
эмоциональной и творческой энергии и одновременно выступая в качестве средства эстетического
воспитания. В изучаемых семьях родители нередко считают игру и рисование несерьезными занятиями,
односторонне заменяя их вербальным научением. Поэтому рисунки, сделанные детьми во время
лечебных занятий, помогают им увидеть творческие возможности ребенка и оценить его спонтанную
созидательную активность. Рисование не только невербальный способ коммуникации, но и средство
развития самостоятельности. Рисуя, ребенок может остаться один на один со своими мыслями и лучше
разобраться в своих переживаниях. Полезно наблюдение за поведением ребенка при рисовании.
Успокоение психомоторно возбудимых детей говорит о преимущественно функциональном характере их
нарушений. При рисовании по заданию может проявиться неуверенность в своих силах, и ребенок
должен преодолеть психологический барьер, чтобы выполнить задание врача.
Анализ свыше тысячи рисунков детей с неврозами, выполненных спонтанно и по заданию врача,
показал следующее. Дома мальчики чаще всего изображают машины, корабли, транспорт, затем идут
батальные сцены, девочки же чаще рисуют природу, дом, людей, животных, т. е. имеет место обычная
тематика рисунков. Выполненные по заданию врача дома и на приеме рисунки на тему «улица», «двор»
в подавляющем большинстве являются однофигурными композициями, т. е. дети изображают только
себя, отражая тем самым свои проблемы общения, в том числе непринятие со стороны сверстников. В
рисунках на тему «детский сад» дети изображают себя в присутствии одного или нескольких
сверстников, помещая себя на периферии группы. В рисунках на тему «школа» большинство детей
|