болезни по людям пошли».
«Жили в старом городе бабушки-лентяйки. Они не хотели работать, есть им было нечего, и они
скоро бы умерли, если бы не решили превратиться в лихорадку. «Будем трясти человека, и он нам все
отдаст», подумали они. Вышли они на улицу и стали ждать. Идут двое богатый купец и мельник.
Они в них влезли и стали трясти. Богатый купец сразу заболел, и его уложили в постель. Друзья
принесли ему самое лучшее, но, несмотря ни на что, он продолжал болеть. Его жена, не выдержав,
сказала хватит лежать, уже 3-й год пошел, встань и пойди, может, легче будет. Но он ответил, что не
может. Тогда привели старую знахарку, которая сказала, что выгонит лихорадку за 24 часа, если он будет
во всем ее слушаться. Сварила она варево и дала ему, сказав, что хватит нежиться в постели, чтобы он
ел варево до тех пор, пока оно не будет невкусным. Пока он ел, знахарка облила его водой. Купец
вскочил с постели и закричал. В это время старуха, сидящая в нем, испугалась, вылезла и забралась в
знахарку, а купец благодарил ее за помощь и пожелал многих лет жизни. Знахарка же пришла домой,
скорчилась и выпила чашку трын-травы. Тогда лихорадка испугалась и вылезла из нее. Решила она
перебраться в другой город, где еще не умели лечить эту болезнь, а тут ей и напарница, другая бабушка,
попалась, которая про себя рассказала. Забралась она в бедного мельника, а он растолок чеснок, полил
его уксусом и съел, и она чуть было не отравилась, но, собравшись с последними силами, поддала ему
жару. Тогда мельник влез в холодную прорубь, и она чуть не умерла, если бы не убежала. После того, как
обе напарницы рассказали друг другу, что с ними произошло, они решили, что нужно выйти замуж и
нарожать детей, которые будут обучены ихнему ремеслу. С тех пор пошли разные болезни, которые есть
и до сих пор». В данной истории отражается страх изменения «я» в результате действия непонятных для
подростка болезненных, иррациональных сил. То же видим в другом рассказе-импровизации девочки 11
лет, в котором в символической форме отражается психотравмирующая для нее ситуация в семье: «У
одной злой женщины был сын, которого она заставляла работать день и ночь. Мальчику надоело, и он
убежал в лес, но боялся, что мать его нагонит и будет бить. Бежал он долго и потерял все силы. Увидел
вишню, поел и заснул, а когда проснулся, то увидел, что у него на голове рога». Травмирующее
осознание отличий от сверстников, желание избавиться от болезненных изменений и нереализованная
потребность признания и любви видны из следующих историй: «Жил-был волк, и однажды его
напугали, и стал он после этого заикаться. Пошел он однажды в лес и видит идет Красная Шапочка, и
захотелось ему ее съесть. И хотел он это ей сказать, и пока пытался, Красная Шапочка все поняла и
убежала. И понял тогда волк, что жить так дальше нельзя, и пошел лечиться в ветеринарную больницу»
(девочка 14 лет). «Жил был мальчик очень хороший, добрый, но был у него один недостаток он был
нервный. Для окружающих это не было очень заметно, а для мальчика очень важно, и поэтому он жил
один, отшельником. Однажды он встретил девочку и полюбил ее. Он, конечно, понимал, что никогда не
сможет ей это сказать. А девочка сама полюбила этого мальчика, все понимала, что у него на душе, и
решила сама признаться ему в любви. И когда она ему об этом сказала, произошло чудо. Он перестал
быть нервным, потому что любовь это чудо» (девочка 15 лет).
Поскольку у больного неврозом более значимая информация часто содержится не в сказанном, а в
недоговоренном, то успешным оказывается использование методики незаконченных врачом историй,
развязку которых и завершение должны придумать сами дети. Истории построены таким образом, что у
них нет однозначного разрешения конфликтной ситуации и они допускают в широких пределах
импровизацию. Дети, особенно подростки, несмотря на сложную фабулу конфликта, достаточно быстро
улавливают наиболее целесообразный тип его разрешения и тем самым лучше адаптируются к нему в
реальной жизни. Последующее проигрывание экспромтом завершающей части истории создает более
прочный навык адаптивного взаимодействия в стрессовых ситуациях. Как «домашнее задание» детям
предлагается осуществить на практике один из рассмотренных вариантов поведения. Достижение в
этом даже небольших успехов, наряду с поддержкой врача, развивает у них веру в себя, в свои
возможности и способности. Тем самым создаются условия для согласования поведения с адекватным
представлением о себе и чувством собственного достоинства, что делает более успешными перестройку
отношений и коррекцию неблагоприятных черт характера.
Индивидуальная психотерапия детей, как уже отмечалось, проводится параллельно с
|