«Мама часто меня не понимает и каждый пустяк превращает в трагедию» (девочка 6 лет), «Измучила она
(мать) меня совсем, то бьет, то жалеет, то я ягодка» (мальчик 6 лет), «Никто меня не любит, все на
меня кричат» (девочка 6 лет), «Мамочка, я же не виноват, что у меня получается все плохо, я хочу быть
хорошим мальчиком, таким, чтобы все меня любили, но не получается это у меня, я не знаю, почему,
видимо, черт мне мешает, а ты же сильная, так помоги мне!» (из разговора мальчика 6 лет с матерью), «Я
каждый день стараюсь вести себя хорошо, но не получается, как будто я ищу драгоценный камень и не
нахожу. Но я буду, буду стараться» (мальчик 6 лет), «Если бы меня обидели, то при небольшой обиде
поделился бы с папой и с мамой, а при большой обиде оставил бы ее про себя. Я не люблю об этом
рассказывать сам, потому что несправедливо накажут или неправильно поймут, тоже неприятно, это как
обида для меня» (мальчик 7 лет), «Мне кажется, что я очень плохая, что я разлюбила маму и мне никто
не может помочь и мне очень хотелось плакать, и я плакала» (девочка 10 лет), «Многие говорят ты
можешь гордиться своим папой! О какой гордости они говорят? Разве можно любить и гордиться почти
незнакомым человеком? Сейчас он пишет диссертацию и очень устает. Но, придя с работы, сразу
берется за газету: «Так, ну что новенького?» говорит он и начинает читать, читать. В это время, что у
него не спрашивай, он ничего не ответит» (мальчик 12 лет), «Они много заботятся и советуют это
хуже, чем крик и приказ» (девочка 13 лет), «Они не признают за мной никаких прав, только учиться, а
ведь мне нужно куда-нибудь пойти, встретиться с друзьями. Мать создала какой-то образ хорошей
девочки и требует от меня по пунктам соответствия этому образу, она хочет, чтобы я была на нее
похожа. Я считаю, что она хороший человек, и в то же время я считаю, что я другой человек. Иногда мне
кажется, что между нами налаживаются отношения, а иногда что мы совсем два чужих человека.
Внешне она еще иногда показывает любовь в виде подарков, а внутренне очень редко. В 12 лет был
момент, когда мне особенно хотелось, чтобы меня поняла мама, сейчас я этого не хочу это
невозможно. Я считаю, что по характеру мы с отцом ближе друг к другу, но я его мало знаю, потому что
в детстве он уезжал, и я жила с бабушкой и дедушкой. У меня такое впечатление, что даже папа не
всегда может понять маму, она и ему читает нравоучения, так как всегда хочет, чтобы все было по ней.
Не знаю, как папа, но мне кажется, что мама может обойтись без меня, я есть хорошо, нет тоже. Я
не отрицаю, что она, может быть, любит меня, но очень по-своему» (девочка 15 лет).
У подростков обсуждение личностных проблем проводится отдельно от родителей. Подростков,
страдающих неврозами, часто гнетет, что они не такие, как все, не могут чувствовать и любить, как
другие, найти себя. Их часто преследуют страх неудачи, чувство внутренней скованности из-за
навязчивых мыслей и других болезненных переживаний, страх смерти. К тому же вследствие
заболевания они теряют уверенность в себе, активность, жизнерадостность и доброжелательность к
людям. Заостренно-болезненно воспринимая происходящие с ними изменения, они нередко считают
положение безвыходным, а себя несчастными и никому не нужными. Однако внешне они ведут себя
подчеркнуто безразлично или отказываются от помощи, разочаровавшись в предшествующих советах
взрослых. Тогда заинтересовать их можно только убедительным показом возможностей саморегуляции и
раскрытия творческого «я». Доверительная манера беседы, умелое использование внушения и авторитет
личности врача помогают создать необходимое взаимопонимание в общении с подростком. Если в
отношениях с ним врач искренен, ровен, доброжелателен, эмоционально отзывчив, гибок, внутренне
уверен и последователен, то такая модель поведения позволяет подростку лучше увидеть себя и служит
стимулом для изменения его установок. Этому же способствует обсуждение дневника подростка,
отражающего проблемы его взаимоотношений и происходящие с ним перемены, продуманное
использование художественной литературы (библиотерапия), групповые дискуссии с успешно
проходящими курс лечения сверстниками, а также активное участие в психотерапевтической работе с
другими больными.
В плане понимания и отреагирования конфликтных ситуаций хорошо зарекомендовал себя
пересказ на приеме сочиненных дома историй на реальные или фантастические темы. Выбор темы
определяется самим больным и обычно в той или иной степени отражает актуальную для него тематику
переживаний. При согласии больных история может быть разыграна в ролях с участием врача,
родителей и сверстников. Наибольшее психотерапевтическое действие рассказов и их драматизации
отмечается у больных с неврозом навязчивых состояний.
Приведем историю, сочиненную подростком 11 лет с неврозом навязчивых состояний: «Как
|