самостоятельности, навыков адаптированного взаимодействия с людьми. Игровая терапия
подразумевает организацию игры как терапевтического процесса и требует эмоциональной
вовлеченности врача, его гибкости и способности к игровому перевоплощению.
Игровая терапия и внушение являются основой психотерапии у детей, ее движущей силой.
Игровая терапия находит свое успешное применение как самостоятельная методика психотерапии, так и
в сочетании с другими методиками. Выше уже говорилось о ее возможностях как завершающей стадии
семейной и рисуночной психотерапии. При комбинации разъясняющей, игровой и суггестивной
психотерапии прием проходит в следующей последовательности: беседа спонтанная игра
направленная игра внушение. Спонтанная игра как неформальная часть приема снимает напряжение,
возникающее при беседе, повышает интерес к лечению и представляет своеобразную разминку перед
направленными играми. У дошкольников на приеме преобладает игровой компонент, у младших
школьников время беседы и игры приблизительно одинаково, в подростковом возрасте значительно
возрастает доля обсуждений.
Игра проводится в кабинете врача, где имеются коврик и стеллажи с игрушками. Набор игрушек
включает неподвижных кукол для детей первых лет жизни, для более старших кукол-петрушек,
надеваемых на пальцы или на руку (кукольный театр), маски, кегли, бубны и небольшой барабан,
детскую посуду, разборные конструкции и т. д. В кабинете находится большое горизонтальное зеркало, в
котором дети могут видеть себя во время игры. С помощью небольшого количества кукол можно
воспроизвести практически неограниченное число игровых ситуаций. В качестве тем для игры
используются сказки, стихи, рассказы, придуманные истории, фантазии детей, содержание сновидений
или реальные события.
Продолжительность игрового сеанса обычно не превышает 30 мин. Этого времени достаточно
для поддержания интереса к игре и удовлетворения потребности в ней. Меньшее время вызывает
чувство незавершенности и желание детей продолжать игру. В этом случае недопустимо ее резкое
прекращение, так как это отрицательно сказывается на эмоциональном контакте больного с врачом.
Большая продолжительность игры может вызвать снижение интереса к ней и чувство пресыщения.
Относительно постоянная длительность игрового сеанса является для больного организующим
моментом, незримым предписанием. То же относится к запрету повреждения игрушек и их уборке после
окончания игры. Частота игровых сеансов зависит от задач психотерапии и возможностей врача. В
остром периоде невроза они проводятся 23 раза, при хроническом течении 1 раз в неделю.
Соответственно определяется продолжительность курса игровой терапии от нескольких дней до
нескольких месяцев.
Диагностические, терапевтические и обучающие задачи игровой психотерапии тесно связаны
между собой. Они реализуются в спонтанной, проводимой без определенного врачебного сценария,
игре или в направленной игре по заранее составленному плану. Как правило, последняя не содержит
жесткого предписания ролей и допускает значительную долю импровизации. Исключением являются
игры в «кегли» и «колобок» со стандартизированной диагностической процедурой.
В игре «кегли» больной бросает шар поочередно с врачом с одного места, проигравший собирает
кегли. Врач может «проигрывать» или «выигрывать», создавая преимущества для больного или для себя,
усложнять или упрощать игровую задачу, расставляя кегли на большем или меньшем расстоянии друг от
друга и т. д. Такая игра выявляет развитие координации, уровень притязаний, стремление к
доминированию, реакцию на успех и неудачу. Впечатление можно составить и о внушаемости больного,
если он, не задумываясь, повторяет ряд действий врача, например нарочито подчеркнутое непопадание
в цель или его нерациональные попытки сбить отдельно стоявшую кеглю вместо нескольких
расположенных рядом. С помощью игры в кегли можно повышать толерантность к стрессу и
корригировать неблагоприятные черты характера.
В игре «колобок» по мотивам известной сказки роль Колобка исполняет больной, который
убегает из дома и встречается с различными персонажами, изображаемыми врачом. На своем пути
Колобок должен преодолеть ряд препятствий, например найти дорогу в лесу, укрыться от грозы,
перейти речку, защитить себя от угрозы нападения и т. д. Здесь, кроме выявления страхов, имеет
значение и то, насколько далеко может уйти ребенок в своей фантазии. У зависимых и тревожных детей
Колобок проявляет все больше беспокойства и желания вернуться по мере удаления от дома. У детей с
|