тонус препятствуют фиксации внушения и мобилизации ресурсов организма. Поэтому оно становится
целесообразным после уменьшения остроты аффективных расстройств, укрепления соответствующих
систем организма и снятия перегрузок. Иначе суггестивная терапия превращается в борьбу с ветряными
мельницами, дискредитируя себя в представлении больного и врача.
Известная осторожность необходима при использовании императивных и сложных внушений у
детей со слабым типом нервной системы, сниженной реактивностью, невропатией, соматически
ослабленных и в то же время обладающих повышенным чувством ответственности. В этих случаях оно
может оказаться сверхсильным раздражителем и вместе с требованиями, лежащими в его основе,
привести не к ослаблению, а к временному усилению таких психомоторных нарушений, как тик,
заикание, энурез.
Полный эффект от внушения чаще отмечается в дошкольном возрасте, частичный в
подростковом. При продолжительности заболевания 3 года и больше внушение в целом менее
эффективно, чем при длительности заболевания до 3 лет. Вне зависимости от этого внушение у
мальчиков достоверно чаще приводит к положительному (в той или иной степени) эффекту, чем у
девочек. Это связано не с внушаемостью, которая практически одинакова, а с более выраженным
деструктивным характером расстройств у девочек.
В процессе психотерапии не меньшее значение, чем само внушение, имеет внушаемость
больного. Более того, внушение существует лишь постольку, поскольку есть внушаемость. Последняя как
индивидуальная восприимчивость к внушениям может зависеть не только от личности врача, его
действительных качеств, но и от того, каким он представляется больному. Если эти представления
соответствуют его ожиданиям, то внушаемость может быть более высокой и наоборот. Ее обычный
уровень свидетельствует не о слабости, а о гибкости, пластичности психических процессов, в то время
как низкий уровень внушаемости может указывать на их ригидность. В большинстве случаев низкая
внушаемость является следствием отрицательного отношения к врачу и лечению. Она несколько
повышается при первых встречах с врачом и затем снижается за счет возрастания активности самих
больных и улучшения их состояния. Для успеха психотерапии важно вовремя использовать пик
лечебной внушаемости.
В 1979 г. нами был проведен эксперимент по изучению внушаемости у детей и подростков 316
лет без нервно-психических нарушений. Первоначально в нем участвовало 1212 испытуемых, но после
отсева испытуемых, квалифицируемых воспитателями и учителями как нервные, в экспериментальной
выборке остались 998 испытуемых, из них 465 мальчиков и 533 девочки. Процедура исследования
заключалась в проведении стандартизированного индивидуального интервью, в ходе которого
выяснялись преимущественная ориентация на самооценку, оценку другими (сверстниками и взрослыми)
или смешанную оценку, а также желание стать старше или младше либо расти как есть. Дополнительно
учителя оценивали успеваемость и адаптированность учащихся в коллективе, а воспитатели отмечали
упрямство у дошкольников. Затем проводились пробы на внушаемость в области органов чувств:
обоняния (внушение несуществующего запаха лекарства), осязания (внушение чувства тепла на одном
участке тела после прикосновения к коже в другом месте и внушение того, что одна из пробирок более
теплая), слуха (внушение несуществующего звука, идущего из «специального прибора»).
Экспериментатор был для испытуемых незнакомым лицом. Внушающим значением обладала главным
образом сама информация, содержащаяся в словесной инструкции, а не искусственно создаваемая
тональность речи. Испытуемым предоставлялась возможность выбора решения. Например, инструкция
в одной из проб заканчивалась так: «...если ты почувствуешь запах лекарства в одной из пробирок, то
скажешь, что есть запах, если ты не будешь чувствовать запаха лекарства, то скажешь, что нет запаха».
Таким образом, внушение не носило императивного характера, а было приближено к естественным
условиям взаимодействия взрослых с детьми и подростками. Исследование завершалось у школьников
заполнением опросника, анализ которого позволял уточнить такие стороны личности испытуемых, как
воображение, категоричность суждений, тревожный, «магический» и депримированный настрой.
Анализ результатов эксперимента показывает, что внушаемость как личностно
детерминированный процесс безусловного принятия задаваемой извне информации в том или ином
виде присуща большинству обследованных детей. Наряду с отсутствием связи между внушаемостью и
нервностью, тревожностью, страхами и депримированным настроением это указывает на ее
|