Navigation bar
  Print document Start Previous page
 245 of 282 
Next page End  

престиж в глазах больного, необычность атмосферы внушения и его терапевтические результаты.
Внушение направлено на изменение тех симптомов, которые беспокоят больного, т. е.
осознаются им, воспринимаются как привходящие, чуждые, навязанные. Эмоционально воздействуя на
психику, внушение через формируемую им терапевтическую доминанту активирует защитные, здоровые
силы организма, мобилизует резервы саморегуляции, повышает биотонус. Всем этим обеспечивается
эффективность применения внушения. Здесь главное — эффект «сдвига» или «толчка», т. е. изменение
патологических условно-рефлекторных ритмов деятельности мозга, нередко приобретающих застойный
и стереотипный характер. Поэтому действенность внушения во многом обусловлена эффектом первой
встречи с врачом, когда он оказывает на больного наибольшее влияние в плане эмоционального
запечатления, когда волнующая атмосфера ожидания встречи разрешается оправданием надежд в
отношении перспективы выздоровления. В этом случае даже небольшое улучшение в состоянии или не
выявляемое внешне изменение самосознания больного подкрепляют его восприятие себя как
способного подвергаться лечебным изменениям и быть собой, т. е. здоровым. Суггестивное развитие
активизирующей жизненной концепции «я могу, я поправлюсь» успешно, если врач реально
прогнозирует возможности больного, заинтересовывает его происходящими изменениями, если
внушения этически приемлемы и не заменяют, а развивают потенциально здоровые функциональные
структуры его «я», если они имеют не абстрактный, а конкретный, обращенный к личности характер.
Так, при навязчивых тиках внушается: «Ты перестаешь обращать внимание на лишние движения и они
уходят из тебя», а не: «Тики уменьшаются и проходят».
В своей сущности внушение одномоментно, т. е. оно действует сразу или не действует вообще.
Механизм действия суггестивной терапии состоит в частичной или полной замене патологической
доминанты лечебной, активирующей функционирование здоровых нейродинамических систем
организма. Все последующие внушения направлены на подкрепление и усиление достигаемых лечебных
изменений.
Надежность эффекта внушения в немалой степени зависит от степени его интериоризации —
включения в систему ценностных ориентации индивида. В противном случае — отторгается подобно
инородному телу. Немалая роль в усилении действия внушения принадлежит родителям. Благоприятная
ситуация возникает в том случае, если они согласны с содержанием внушений, верят в их
эффективность, соответствующим образом поощряют активность ребенка и избегают применения дома
«воспитательных» контрвнушений типа «ты никогда и ничего не можешь сделать так, как нужно».
Нежелательно резкое усиление требований со стороны родителей по реализации внушения, что
превышает возможности ребенка, вызывает протест и ведет к ухудшению, а не улучшению состояния.
Нейтрализовать действие внушения может и тревожное ожидание родителями его результатов,
выражение недоверия к позитивным изменениям в самочувствии и поведении ребенка. Поэтому
предварительное разъяснение им механизма действия внушения как наиболее целесообразного в данном
случае психологического средства лечения не менее важно, чем проведение его самому ребенку.
Основная задача внушения состоит в изменении и устранении невротических реакций,
возникающих под влиянием сверхсильных психогенных раздражителей. К ним относятся недлительно
протекающие реакции страха, невротическое заикание, мутизм, афония, амавроз и другие
зафиксированные функциональные расстройства тех или иных анализаторов. Внушение наяву показано
также при невротических реакциях, возникающих по условно-рефлекторному механизму, например при
навязчивых страхах, тиках, заикании, нарушениях сна, психосоматических нарушениях типа
бронхиальной астмы, симптомах истерического круга, мастурбации. Успешно его применение при
невротическом энурезе и энкопрезе.
За редкими исключениями внушение неэффективно при невротических развитиях, диффузном
чувстве беспокойства, невротических депрессиях, истерических рентных установках, сосании языка и
пальцев, грызении ногтей. Внушение не устраняет нарушенные отношения больных и внутренний
конфликт, но может быть полезным в плане коррекции некоторых черт характера и создания большей
уверенности в себе. Внушение не действует, если ребенок не понимает его смысла, и оказывает слабое
действие при низкой побудительной активности, выраженной возбудимости или заторможенности, при
сопутствующей неврозу резидуальной церебрально-органической недостаточности и астении
вследствие чрезмерных перегрузок. Во всех этих случаях низкая концентрация внимания и ослабленный
Hosted by uCoz