волнующего ожидания. Одни из участников игры, попадая в замок, проходит мимо рыцарских доспехов,
старинной мебели, различных затемненных комнат, что условно изображается детьми в
слабоосвещенном помещении. Внезапно все оживает, появляются служители замка, препятствующие
выходу героя. Последний должен защитить себя и покинуть замок целым и невредимым. В роли
главного действующего лица могут выступать все желающие. Наиболее удачные игровые решения
встречают одобрение и преподносятся в качестве примера уверенности в себе и гибкого поведения.
Подобная игра наиболее целесообразна в подростковом возрасте и позволяет успешно корригировать
страх изменения «я».
Происходящее в процессе предшествующих игр отреагирование фантазий и страхов (рассказы,
рисунки, маски, муляжи и «оживление» их в игре), агрессивности («осада крепости»), устранение страха
принятия решения («необитаемый остров») и изменения «я» (сказки, ситуация «старинный замок»)
заключается игрой «праздник». В ней воспроизводится атмосфера приподнятого настроения и шумного
веселья, когда выступающие на сцене шутят, смешат зрителей, иронизируют по поводу воображаемых
недостатков их характера, затем смешиваются в «толпе» и танцуют под ритм бубна. Эмоциональное
воздействие такой игры бывает весьма значительным, и ее неоднократное повторение повышает
жизнерадостность и активность детей.
Условные ситуации облегчают проигрывание реальных, в которых отражаются жизненные
коллизии участников группы. Разыгрывание ситуаций «знакомство», «встреча», «ожидание», «магазин»,
«библиотека», «прием врача», «урок в школе», «прием у начальника», «выбор кандидатуры», «поход»,
«поздно вечером» и др. приводит к уменьшению тревоги, связанной с неудачным опытом общения,
способствует лучшему раскрытию интеллектуальных и организаторских качеств. Как уже отмечалось,
врач принимает участие в игре вместе со всеми. В пределах предписанной ему роли он создает манерой
поведения своего персонажа соответствующую психологическую атмосферу, уменьшая возникающие в
игре напряжения и оживляя диалоги.
В разнообразных сюжетах на тему «семья» («родители и дети», «братья и сестры»,
«приготовление уроков», «телевизор», «свободное время», «укладывание спать» и т. д.) отражаются
условия жизни детей. Например, они не выбирают роль отца, если он не интересуется жизнью семьи.
Непопулярны также роли «плохого сына», «больного», «бабушки». Матери обычно изображаются как
властные, чрезмерно требовательные и наказывающие. Рутинность семейных отношений ярко
проявляется в изображении родителей, все помыслы которых сосредоточены на том, чтобы насильно
накормить детей, заставить их сесть на горшок, лечь спать, наказать при непослушании и т. д. У
школьников родители не доверяют детям, без конца проверяют уроки, часто говорят на повышенных
тонах, перебивая друг друга.
Основное значение игр, организуемых детьми, состоит в улучшении процесса принятия и
проигрывания ролей, преодолении страхов и психологических барьеров на пути общения,
возникновении социально-психологической структуры лечебной группы. Это иллюстрируют
следующие слова родителей: «Все свои страхи, а заодно и чужие она во время игры переживала заново,
но не в резкой форме, а как бы смотря на них со стороны. Так, в процессе занятий она больше начинала
бояться паука, комара, пьяного, Змея Горыныча, оживился страх за нас и даже немножко страх темноты.
Но все это быстро проходило, и сейчас она всего этого не боится совсем». «После игр в сказки сын с
удовольствием посещает группу. Исчезло чувство страха сказочных персонажей. Особенно хочется
отметить посещение с группой подвала, когда он и остальные дети по очереди пугали друг друга. После
этого стал оставаться один, засыпает сам в темной комнате, что раньше было невозможно», «Вдруг
Наташа неожиданно для меня подбежала к собаке и погладила ее. Не помню, как я сама сдержалась и не
одернула ее (ведь сама-то я их тоже боюсь), а, наоборот, похвалила. После этого значительно ослабли
глазной тик и заикание». «У зубного врача боль перенесла мужественно и без страха. Ей
запломбировали 3 зуба и 3 удалили». «За этот период лечения мы сделали много больших и маленьких
побед. Главное, что между нами ослабла тревожная связь, и Ирена сама почувствовала облегчение от
этого. Страхи поблекли, а их было очень много. Теперь спокойно смотрит самые страшные сказки. При
необходимости остается одна дома. Засыпает также без нас. А главная победа она стала общительнее,
хотя долгий щадящий режим нанес нам большой вред, она отстала в этом плане от сверстников и теперь
очень бурно догоняет. Хорошо, что улучшение возникло в нормальной жизненной обстановке, а не в
|