изображает часы и тоже навязчиво повторяет: «Осталось 10 минут до начала урока, 5 минут, 1 минута,
сейчас прозвенит звонок» и т. д. В школе Диме читают мораль гардеробщик и уборщица, в то время как
вот-вот должен прозвенеть звонок. Мать главного героя восприняла буквально свою роль уборщицы и
читала унизительную мораль своему сыну, не в силах остановиться даже тогда, когда прозвенел звонок
и Дима должен быть по рассказу уже в классе. Далее следует встреча с дежурным, и когда Дима вбегает
в класс, то в отличие от рассказа он видит его уже пустым. Он опоздал, уроки закончились, все ушли, он
остался один. Появляется завуч, который, не разобравшись, тоже читает мораль и срочно вызывает
родителей в школу. На следующем игровом занятии воспроизводится отношение родителей к
случившемуся. Приглашенный для игры отец рассказчика, как и его мать, буквально воспринял свою
роль и стал ругать и осуждать «героя», вместо того чтобы посочувствовать, спокойно и объективно
разобраться в случившемся, помочь найти рациональный выход из конфликта и предотвратить его в
дальнейшем. Сын впал в неподдельное отчаяние, поскольку понял, что отец даже в игре не может
перестроить свое отношение к нему. Но другие участники группы, включая врача, помогли создать
оптимистический финал. Родители не присутствуют на играх детей, участвуя в них лишь эпизодически,
как это было в данном случае. При последующей совместной групповой психотерапии они играют с
детьми вместе. В рассматриваемом случае опасения и страхи у мальчика были драматически заострены
и тем самым дезактуализированы, поскольку был снят тревожный компонент ожидания того, что может
случиться, произойти. В игре это уже свершилось, произошло, т. е. реализовалось.
После серии групповых рассказов воображаемые детьми ситуации или страхи могут быть
представлены в виде сделанных дома рисунков на больших листах бумаги, страшных масок или муляжей
(например, дракона, Бабы-Яги, Кощея и других сказочных персонажей). Рисунки разыгрываются в
ролях, распределяемых автором.
Игры по рассказам и рисункам сменяются драматизацией общеизвестных сказок. Как и при
проигрывании рассказов и рисунков, при игре в сказки и последующем воспроизведении условных и
реальных ситуаций первоначально не соблюдается очередность выдвижения детьми игровых тем и
некоторые из них могут неоднократно руководить игрой, если предлагают для нее каждый раз новую
сказку. Это позволяет создать дополнительный стимул для активности участников группы, поощрить их
инициативу и дать возможность раскрыть лидерские качества. Ценность игры в сказки заключается в
уменьшении тревожности и страха изменения «я» посредством изображения «страшных» персонажей и
взаимодействия с ними. Содержание сказок подразумевает более конкретные (но не слово в слово)
диалоги действующих лиц, что тренирует внимание и является организующим моментом при игре. Для
проигрывания можно выбрать сказки «Красная Шапочка», «Три медведя», «Дюймовочка», «Золушка»,
«Волшебник изумрудного города» и др. На многие игры в сказки накладывает отпечаток характер
семейных отношений. Так, в игре «Золушка» исполнявшая ее роль девочка 5 лет ранимо реагировала на
отношение «сестер», роли которых исполняли взрослые. Последние, войдя в роль, стали подгонять
Золушку, с раздражением кричать на нее и угрожать наказанием. Эти привычные для взрослых реакции
в семье оказали влияние на дальнейший ход игры. Когда Золушка должна была пригласить «сестер» во
дворец, она категорически отказалась это сделать, несмотря на их просьбы. Другая девочка 4 лет,
имеющая конфликтных родителей, превратила в игре «волшебная палочка» себя и одного из мальчиков в
бабочек, которые стали дружно жить вместе. Мать девочки заплакала при этом.
После сказок в игре воспроизводятся ситуации, которые могли бы произойти на самом деле, но в
другое время, в другом месте и с другими людьми. Врач может в самых общих чертах наметить тематику,
в то время как участники группы, импровизируя, должны наполнить ее конкретным содержанием.
Например, в ситуации «необитаемый остров», на котором они могли бы очутиться, необходимо
распределить обязанности, сделать орудия труда, добыть пишу, построить жилище, защитить себя от
нападения и т. д.
Другая условная ситуация «осада крепости», когда участники игры самостоятельно
разделяются на два лагеря. В обороняющемся лагере вначале оказываются неуверенные в себе и
тревожные, а в нападающем стеничные дети с агрессивными тенденциями. В дальнейшем подобное
соотношение становится менее контрастным. Разделение играющих на два лагеря может также
свидетельствовать о наличии эмоциональных предпочтений в группе.
В игровой ситуации «старинный замок» воспроизводится атмосфера покоя и тишины, уединения,
|